joomplu:6380
joomplu:5094

Национализм или "всемирная отзывчивость"?

201505Начиная с 80-х гг. 20 века среди российской молодежи, ориентированной на концепции неоязычества, получает распространение идея «возвращения к истокам» и «обращения к корням». Возникает широко известный сейчас термин «родноверие», т.е. восстановление «родной» веры. Что под этим понимается? Под «родной верой» подразумевается языческий культ предков, рода, обожествление природных стихий.

Родноверы полагают, что необходимо очистить русскую культуру от чужеродных, как они считают, напластований, которые привнесла «чужая» для древней Руси христианская культура, и обратиться к национальным истокам. Неоязычники стремятся отменить, упразднить 1000-летнюю историю христианской культуры на Руси и восстановить «исконные традиции», уходящие во тьму веков. Таким образом, утверждается ценность национального, «своего», которое противопоставляется «чужому», привнесенному, усвоенному в процессе развития русской культуры. Приведем в качестве примера высказывания современной молодежи, причисляющей себя к неоязычеству:

Что Вас привлекает в родноверии?

  • Не нужно никого обманывать, это родная вера;
  • Почитание корней, любовь к природе, воспеваемые образы поведения и силы духа;
  • Наша родная культура - неисчерпаемый источник творческой энергии;
  • Единство, саморазвитие, человеколюбие и родная культура, которая неотделима от родноверия;
  • Правда, открытость людей, единение с природой и предками в конце концов.

Какова же эта «правда», к которой стремится современная молодежь? Насколько она достижима?

Дело в том, что исторически достоверных источников, подробно освещающих дохристианские культы на территории Руси, не сохранилось. Поэтому апологеты неоязычества активно используют псевдонаучные концепции, и тема «истока» обрастает мистическими, эзотерическими спекуляциями, разного рода фантазиями, которые выдаются за истину. Фактически речь идет не о возрождении, а о конструировании идеологической основы для новой социально-политической общности. Вопрос только в том, чьими руками создается эта идеология, и какому времени на самом деле принадлежит?

Второй вопрос касается исконно русского отношения к «чужому», которое было определено в свое время Достоевским в речи, посвященной Пушкину, как «всемирная отзывчивость» русской души. Удивительное свойство русской ментальности состоит в способности воспринимать чужое, как свое. Это не означает слепого копирования или подражания, наоборот, «всемирная отзывчивость» предполагает сознательное обращение к иной культурной традиции, которая пропускается через себя и перерабатывается по-своему.

Это свойство русской души наиболее ярко воплотилось в творчестве Пушкина, которого Достоевский называет явлением чрезвычайным, исключительным и пророческим. Творчество Пушкина заключало в себе пророчество о призвании русской души. Каково же это призвание?

Говоря о творчестве Пушкина последнего периода его жизни, Достоевский отмечает его удивительную способность «перевоплощаться в чужую национальность». В это время в произведениях Пушкина

«засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении». Такого по мысли Достоевского мы не встречаем ни у одного гения в других странах. «В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении — Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, - отмечает Достоевский. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин. Напротив, обращаясь к чужим народностям, европейские поэты чаще всего перевоплощали их в свою же национальность и понимали по-своему. Даже у Шекспира его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане. Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность». В этом и состояла пророческая сила русского гения – в открытии всемирного предназначения русского человека. По мнению Достоевского, это проявилось уже во времена Петровской реформы: «Мы не враждебно, а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примерять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами. Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите».

Стремясь к истоку, к корням, мы подчас забываем о том, что на самом деле определяет самобытность русского национального характера, ту особенность русской души, которая и позволила нам принять христианство – религию, придавшую вселенский масштаб нашей душе, соединившую нас с мировой культурой. И, наоборот, стремление во что бы то ни стало отстоять «свое», защитить его от любых влияний, есть форма национализма – «самого тяжелого из всех несчастий человеческого рода» (Д.С.Лихачев). «Национализм, отгораживаясь стеной от других культур, - пишет ученый, - губит свою собственную культуру, иссушает ее». (См. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 1980)

Что же мы сейчас выбираем – национализм («свое» в противовес «чужому») и порождаемую им душевную узость, косность взглядов, ;или «всемирную отзывчивость», питающую великие достижения в области духовной культуры?

Макшеева Н.В. канд.фил.наук, доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ


P.S. Лозунг об отказе от всего иностранного, для людей, имеющих потребительское отношение к истине, нужен для отказа от Православной Веры. А за признанием веры Отеческой как иностранной и несостоятельной, следует отказ от тысячелетней национальной культуры, Русской православной Цивилизации. Потеряв ориентиры Русской православной Цивилизации, дезориентированное российское общество становится безвольным зрителем своего разложения для удобрения конкурирующих Цивилизаций. Это не теория заговоров. Это законные интересы геополитики, на реализацию которых тратятся интеллектуальные и материальные мегаресурсы. Институты Канады и Скандинавии работали над изобретением «Родноверия» - неоязычества. Сами язычники говорят, что не осталось достоверных документов об обрядах и учениях языческих. Из былин, повествующих о красном солнышке, – князе Владимире, крестителе Руси, (из чего видна любовь к крестителю простого народа), выбираются отрывки. Иностранными идеологами на доллары США конструируются научно не обоснованные толкования и представляются как исконнорусские, изначальные. Во всём учении неоязычников исконно русские только берёзки, всё остальное, даже если и взято с русской земли, но пахнет заморским, точнее заокеанским духом.

Вера истинная, именуемая иностранцами как ортодоксальная, то есть не изменяемая - вне национальна, не земного и не временного происхождения. Действительно, Православная Вера, не русское изобретение. Но и не иностранная. Не еврейская и не греческая, не человеческая – это дар Творца Вселенной. А значит эта Вера родная всему творению, рожает его, оживляет творение для воссоединения с Творцом, обоготворения. Вера наша светит и греет всему миру как солнце, как небо, даже более родная потому, что небо снаружи нас, а Вера внутри нас. Даже более того - Вера, проникая в глубины души, оставляет нас свободными верить или не верить Истине. Судя из текста автора статьи, по мысли Достоевского не только Вера, но и принявшие Веру становятся не национальными, приобретают небесное гражданство, сохраняя любовь к своему Отечеству, как образу Отечества небесного. «Мы не враждебно, а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примерять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу... ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами. Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите».

Русский человек иногда бывает тесним внешней силой и вынужден оставить русскую землю, но никакая сила не может принудить русского оставить русское небо – Кафолическую (т.е. вселенскую) Праваславную Веру. «Победа победившая мир - вера наша».

Пресс-служба Тарской епархии

 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12