Проповедь епископа Савватия 29.09.2018 г.
Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия в субботний вечер Попразднства Всемирного Воздвижения Креста Господня, свв. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в Спасском Кафедральном соборе г. Тара.
Вера, Надежда и Любовь – это не просто три женских имени, но и три христианских добродетели, упомянутые в Первом послании к Коринфянам апостола Павла. Они имеют огромное значение для христианства. Именами этих библейских добродетелей назвала своих трёх дочерей святая София, которая вместе с ними пострадала за христианскую веру.
Ежегодно 30 сентября отмечается праздник в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, пострадавших во II веке за христианскую веру. В церкви в этот день проходит молебен в честь святых мучениц, а у их икон верующие люди просят помощи и заступничества. Молитвы этим святым помогают обрести семейное счастье и построить крепкий брак. Им часто молятся о рождении ребенка и здоровье детей, а ещё молитвы святому семейству помогают избавиться от болей суставов и женских болезней, вернуть в дом радость и покой, оградить близких от искушения, направить их на путь истинный.
Вера, Надежда, Любовь: история и значение праздника
Во времена правления императора Адриана (117-138) в Рим прибыла из Милана вдова София с тремя дочерями, которые были названы в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда, Любовь. И хотя в те годы жестоко преследовали верующих во Христа, мать воспитала своих детей в христианском благочестии.
Девочки подрастали, возрастали в них и добродетели. Постепенно по всему Риму распространился слух об их красоте и премудрости. Дошел слух и до императора, приказавшего привести мать с дочерьми к нему.
Побеседовав с девочками, Адриан был поражен твердостью веры юных дев (на тот момент Вере исполнилось 12, Надежде – 10, а Любови – 9 лет). Он приказал приводить их по-отдельности, надеясь, что сможет убедить отречься от Христа.
Первой перед тираном предстала Вера. Она уверено ответила на льстивые речи императора, осудила его злые и нечестивые замыслы против христиан. В гневе Адриан приказал раздеть девочку и бичевать её нещадно. Потом ей отрезали сосцы, но из ран вместо крови потекло молоко. Веру не смогли сломить и другие мучения, выпавшие на её долю, ведь она была ограждена силой Божией. Тогда правитель приказал обезглавить мученицу.
Потом император приказал привести Надежду. Она тоже была тверда в вероисповедании, как и её сестра. Её бичевали, а затем отправили в горящую печь, но огонь погас. После долгих мучений она тоже приняла смерть от меча.
Затем разгневанный Адриан призвал к себе девятилетнюю Любовь, которая проявила такую же стойкость, как и её старшие сестры. Её подвесили на дыбы и так сильно растянули, что начали ломаться суставы на руках и ногах. Девочку тоже бросили в пылающую печь, но её спас ангел. Тогда мученицу усекли мечом.
Император не стал пытать Софию, понимая, что никакие мучения не поколеблют веру женщины, которая так стойко наблюдала за страданиями и смертью своих детей. Он разрешил ей забрать тела дочек. София положила их останки в ковчег и на колеснице отвезла за город, где похоронила на высоко месте. Три дня мать сидела у их могилы, а потом мирно предала свою душу Господу.
Тело Софии верующие погребли на том же месте, где она похоронила своих детей. Её, как и дочерей, причислили к лику святых мучеников, хотя страдания за Христа она приняла не телом, а сердцем.
Мощи мучениц в VIII веке из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть мощей мучениц преподнесли в дар монастырю святой Иулии (Италия).
10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.