Проповедь епископа Савватия "О значении ответственности для приобретения вечности"
Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия на всеночном бдении в Спасском Кафедральном соборе города Тара Омской области 16.06.2018 г.
17 июня-день памяти Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок 326 г)
КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский, был современником святого Константина Великого (306–337). Отец его, Дометий, был родным братом римского императора Проба (276–282). Уразумев ложность языческой религии, Дометий уверовал во Христа. Во время жестоких преследований христиан в Риме святой Дометий с двумя своими сыновьями, Пробом и Митрофаном, удалился в Византию, где стал обучаться закону Господню у епископа Тита (242–272), мужа святой жизни. Видя пламенное желание Дометия потрудиться для Господа, епископ Тит рукоположил его во пресвитера. После смерти Тита на епископский престол был возведен Дометий (272–303), а затем – его сыновья, Проб (303–315) и в 316 году – святой Митрофан.
Прибыв однажды в Византию, император Константин Великий был восхищен красотой и удобным расположением города. Увидев святость жизни и мудрость святого Митрофана, император взял его с собой в Рим. Вскоре Константин Великий перенес столицу из Рима в Византию и перевел туда святителя Митрофана. В 325 году для низложения ереси Ария в Никее собрался I Вселенский Собор. Константин Великий исходатайствовал у святых отцов Собора для святителя Митрофана титул Патриарха. Таким образом, святитель стал первым Патриархом Константинопольским. Сам святитель Митрофан, глубокий старец, не мог присутствовать на Соборе, а послал вместо себя хорепископа (викария) Александра. По окончании Собора император вместе с отцами Собора навестил больного Патриарха. По просьбе императора святитель указал себе достойного преемника – епископа Александра, предсказав, что после Александра на патриарший престол будет возведен Павел (в то время чтец), а Патриарху Александрийскому Александру предсказал, что его преемником будет архидиакон Афанасий.
Святитель Митрофан мирно преставился к Богу в 326 году, в возрасте 117 лет. Мощи его покоятся в Константинополе, в храме, воздвигнутом в его память.
ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
Святой отец наш Митрофан жил во времена Константина Великого – первого императора-христианина. Он был сын римлянина Дометия, происходившего из царского рода. Этот Дометий, иначе называемый Дометианом, был братом Прова, некогда занимавшего престол римского императора. Будучи человеком благоразумным, Дометий скоро сознал ложь идолопоклонства, отрёкся от ложных языческих богов и уверовал в истинного Бога – Господа нашего Иисуса Христа. А так как Рим в то время был исполнен языческого нечестия и христиане подвергались в нем жестокому преследованию, то Дометий, покинув столицу империи, прибыл с двумя сыновьями своими, Провом и Митрофаном, в Византию. Тогда в Византии был епископом богоугодный и святой муж Тит (называемый иначе Тратом или Торатом); при нем-то и стали проживать Дометий и его сыновья, обучаемые вере Христовой и закону Господню и наставляемые в добродетельной жизни. Видя, что Дометий всем сердцем и всею душою прилепился ко Христу и полон пламенной ревности потрудиться для Господа, – епископ сопричислил его к церковному причту, рукоположивши в пресвитеры. Когда, наставив Дометия, Тит скончался, то Дометий принял после него епископский престол, а по кончине блаженного епископа Дометия святительский престол принял сын его Пров. После же преставления Прова на византийскую архиерейскую кафедру возведен был сын Дометия и брат Прова – святой Митрофан, о котором предстоит нам слово.
В это время император Константин Великий прибыл во Фракийскую область и остановился в Византии. Увидав здесь святителя Митрофана, император из бесед с ним познал, что он великий угодник Божий, и много дивился добродетельной жизни святителя и его премудрости. Горячо полюбив его и желая наслаждаться богодохновенными его речами, он взял его с собою в Рим.
Вскоре после того император Константин пожелал перенести свою столицу из Рима в Византию. Город этот ему очень понравился как по своей красоте, так и по выгодному местоположению своему. Он находится в юго-восточном углу Балканского полуострова на берегу Босфора, пролива, соединяющего Чермное море с Средиземным и Мраморным морями. Прекраснейшие дороги с суши и с моря вели к этому городу, и вся окружающая местность изобиловала различными земными плодами. Всё это так понравилось Константину, что он решил перенести сюда столицу империи. Новую столицу император украсил прекраснейшими зданиями и наименовал ее Новым Римом.
Но, по имени своего создателя, город чаще называли Константинополем, то есть городом Константина, а как резиденция императоров он именовался еще Царьградом. Перенесши в Византию столицу империи, Константин перевёл сюда так же из Старого Рима святителя Митрофана, нарек его своим отцом и исходатайствовал ему у собравшихся в Никее на Первый Вселенский Собор епископов титул Патриарха. Митрофан был, таким образом, первым Патриархом Константинопольским.
По причине глубокой старости и телесной немощи сам Митрофан не был на Соборе в Никее. Вместо себя он послал сюда своего хорепископа Александра – мужа почтенного, святого и престарелого, подъявшего много трудов на пользу церковного мира во Фракии и Иллирии. Он на соборе занимал место своего Патриарха Митрофана и противостоял Арию.
После окончания сего Вселенского Собора благочестивый император Константин Великий упросил всех святителей, бывших на соборе, отправиться вместе с ним в Константинополь, чтобы навестить там больного Патриарха Митрофана, лежавшего на смертном одре. В одно из воскресений отцы вместе с царем пришли к Митрофану и долго беседовали с ним. При этом император сказал святому:
– Честнейший отче! Я вижу, что ты изнемог от старости и болезни. Итак, прошу тебя, скажи нам, кто достоин стать твоим преемником?
На эти слова святой Митрофан с радостью во взоре отвечал императору:
– Поистине твоими устами говорит ныне Святой Дух. Действительно, когда я за семь дней до настоящего времени размышлял об этом, Господь открыл мне, что по истечении десяти дней я удалюсь из этого мира. И когда я окончу жизнь свою, пусть после меня вступит на престол сослужитель мой Александр – поистине достойный избрания и дара Духа Святого. После же него имеет быть наследником престола Павел, состоящий в настоящее время чтецом.
Затем, взглянув на блаженного Александра, Патриарха Александрийского, он сказал ему:
– Брат! и ты оставишь после себя превосходного наследника.
И, взявши за руку архидиакона его, Афанасия, произнес:
– Вот доблестный воин Христов; он будет наследником после тебя, и не только твёрдо восстанет, вместе с моим братом Александром против арианского нечестия, но и преуспеет в великих подвигах, так что его вместе с мужественным Павлом ожидают многие страдания.
Так святой предсказал о будущем, и спустя десять дней после откровения Господня в мире скончался в четвертый день июня месяца, проживши со дня своего рождения всего сто семнадцать лет. Ныне же святой пребывает в бесконечной жизни, предстоя престолу Великого Архиерея, прошедшего небеса, – Христа Спаса нашего; Ему слава во веки. Аминь.
Примечания
[1] Император Константин Великий царствовал о 306 г. по 337 г.
[2] Пров или Проб царствовал с 276 г. по 282 г.
[3] Св. Тит занимал византийский епископский престол с 242 г. по 272 г.
[4] Дометий был епископом Византии с 272 г. по 303 г.
[5] Пров святительствовал с 303 г. по 315 г.
[6] Св. Митрофан, первый Патриарх Константинопольский, занимал Константинопольский престол с 315 г. по 325 г.
[7] Фракия находилась в восточной оконечности Балканского полуострова и примыкала к морям Черному и Мраморному. В настоящее время это восточная Румелия, турецкая провинция.
[8] Собор происходил в 325 г. и созван был для обличение ереси Ария, учившего, что Сын Божий не единосущен, а только подобосущен Отцу и есть тварное Существо, стоявшее, однако, выше прочих тварей. На этом Соборе присутствовало 318 епископов, съехавшихся из различных стран, находившихся в пределах Римской империи.
[9] Хорепископ – сельский епископ, бывший в подчинении у городского.
[10] Иллирия – провинция, обнимавшая всё восточное прибережье Адриатического моря с лежащими за ним местностями. Теперь на месте этой провинции – Албания, Далмация и Босния.
[11] После св. Митрофана Патриархом Константинополя, действительно, был святой Александр (с 325 г. по 340 г.), а после него св. Павел, занимавший патриарший престол с некоторыми перерывами с 341 г. по 350 г.
[12] Св. Александр занимал александрийский престол с 312 г. по 326 г.
[13] После св. Александра Патриархом александрийским, действительно, стал святой Афанасий, занимавший александрийскую кафедру с 326 г. по 373. На его долю выпало много преследований от ариан и арианствующих императоров. Несколько раз он скрывался из города, спасаясь на Западе; иногда его изгоняли из Александрии ариане. Такую же участь разделил с ним и св. Павел, Патриарх Константинопольский.
МОЛИТВЫ
Кондак святителю Митрофану Константинопольскому
глас 4
От младенства явился еси честен сосуд,/ святитель быв избран Богу, Емуже с веселием взывал еси:// равен еси, Христе, Отцу и Духу.
Кондак святителю Митрофану Константинопольскому
глас 2
Веру Христову ясно ты проповедал еси/ и, сию соблюдая,/ во множество воистинну возрастил еси верное твое стадо./ Темже со Ангелы, Митрофане, срадуешися,// Христу моляся непрестанно о всех нас.