joomplu:6380
joomplu:5094

Епископ Савватий с паломниками посетил место храма исчезнувшей деревни Липовка

Храм исчезнывшей деревни ЛиповкаПаломники с епископом Савватием посетили поселок Липовку Ермиловского сельского округа. Ожидали увидеть деревню, но она исчезла с карты Тевризского района еще в 1999 году. Ангел-же Хранитель церкви пребывает на освященном месте. За алтарем бывшего храма сейчас стоит крест, у которого паломники пропели тропарь и кондак праздника. Природа здесь удивительно живописная, только некому ею любоваться.

12 сентября престольный праздник в храме св. благоверного князя А. Невского в селе Екатериновка Тевризского района, от куда паломники во главе с епископом Тарским и Тюкалинским Савватием и благочинным Тевризского района о. Алексием Тищенко отправились в Липовку.

Уголок России старой

Церковь стояла на отшибе у села Липовки. Красивая. Редкая для здешних мест рукотворная красота. Ввысь тянулись безупречных форм островерхие главки. Их было пять. Рядом — звонница. И она, и сам храм — деревянные, бревенчатые, как и избы, что располагались невдалеке. Изб много. Дома частью стоят, частью — большей — подразумеваются. Церковь с колоколенкой того и гляди порушатся от времени и отсутствия надлежащего ухода...

Местные старики да старухи заприметили возле церкви невысокого, щуплого человека. Все ходил он, пригля-дывался. Ну, порешили старожилы — турист, а может, и позариться хочет на то, что плохо лежит.

Приблизились к чужаку, охватив его живым кольцом, чтобы дёру не дал. Начали выяснять личность: кто да что? А странный человек не за документами полез, а показывает какую-то картонку. На тон картонке увидели нарисованную их липовскую церковь, да такой, какой она запомнилась всем с малых лет...

Задумал Николай Степанович Оленник большое дело. В Екатериновке, что в Тевризском районе Омской области, создать музей из старинных построек. Видит он его как наяву: на некрутом берегу реки Туй — два старинных храма, окруженных соснами да лиственницами. В одном будет размещаться краеведческий музей колхоза «Путь большевика», в другом — музей истории освоения и заселения Омского Прииртышья. Напротив — целая крестьянская улица, какой она была сто и более лет назад. Неподалеку — мельница на сваях. Мельницу, кстати, возрождать не придется, она есть, сохранилась и даже действует—на ней до сих пор производится грубый помол зерна.

Эту его идею: проект создания музея деревянного народного зодчества севера Омской области — поддержали.

С детства Оленник любит, неизменно восхищается всем, что мастеровыми руками излажено. Будь то самодельная керосинка или табакерка старая, что завалялись на чердаке, или, к примеру, валёк для заготовок и валенок, или крестьянская зыбка, или прялка с веретеном... Надо ли выбрасывать на свалку то, в чем душа человеческая сказалась? А уж коль эти вещи исчезли из обихода, то место им в музее.

Оленник много лет учительствовал — преподавал труд, рисование, черчение. На его скромных акварельках запечатлено то, что сохранилось от прошлого: и рубленные в лапу избы, и пристройки к ним, и бревенчатый собор.

Специальное образование Николай Степанович получил уже далеко не молодым. Диплом на художественно-графическом отделении Омского педагогического института защитил по проекту Липовской церкви. Это и был проект ее реставрации.

Музей под открытым небом создается, говоря официально, на базе села Екатериновки, где живет Оленник. Здесь есть старинная церковь, сохранившаяся лучше всех на Омском Севере. А ценнее Липовской, по мнению архитекторов и историков, в округе на добрых пятьсот верст церкви нет. Все наиболее характерные деревянные постройки XIX века — жилые дома с подворьями, с внутренним убранством — переезжают в Екатериновку, как и Липовская церковь.

07.09.12 г.


Содержание:

Название: руинированная церковь во имя Святой Троицы в пос. Липовка.

История: Посёлок Липовский был основан крестьянами-переселенцами в 1901 г. Вопрос о строительстве храма решался в Тобольском епархиальном комитете по устроению церковного быта переселенцев. Характерно, что проект церкви был выбран членами Липовского строительного комитета - крестьянами и священником Иоанном Селивановским. Здание было заложено в июне 1913 года. В 1917 - 1918 гг. церковь была построена и освящена во имя Святой Троицы.

Архитектор: по проекту гражданского инженера Евгения Николаевича Сергеева, заведующего строительными работами Тобольского района.

Строитель: подрядчик Иван Федорович Глушков - крестьянин из села Черёмуховского Дубровинской волости Тобольского уезда.

Дата постройки: в 1915 - 1918 гг..

Средства: Тобольского епархиального комитета по устроению церковного быта переселенцев и прихожан.

Место: пос. Липовка Ермиловской волости (совр. Тевризского района) на реке Итюгас.

Описание: деревянный храм был выполнен в традициях русского деревянного зодчества с элементами эклектики в архитектурном решении и отличался гармоничной композицией. Пологие восьмигранные шатры, луковичные главки, покрытие крыши в виде килевидных бочек, зубчатые карнизы создавали сложный и живописный облик церквей.

В объёмно-планировочном и декоративном решении храма автор проекта творчески развил многие принципы русского шатрового деревянного зодчества. В планировке использована традиционная для России композиция: храм с апсидой, жертвенником и дьяконником, затем трапезная, за ней притвор, над которым возвышалась колокольня. Модулем геометрического построения выбрана сторона притвора, а диагональ квадрата притвора даёт сторону следующего помещения и так далее. Наличие тамбуров с обеих сторон храма делает план церкви крестообразным. Другим характерным приёмом является объёмное решение храмовой части - восьмерик на четверике, оформленный кокошниками в виде килевидных бочек, завершающийся шатром. Венчает храм широко распространённое на Руси пятиглавие, главки имеют луковичную форму. Колокольня столпообразная, ярус звона сделан в виде восьмерика, завершена шатром. Поражает точность и лаконизм фасадного решения церкви. Храмовая часть имела три яруса света и декоративные окна на кокошнике. В проекте используются девять вариантов оконных проёмов, применявшихся в национальном зодчестве. Стены церкви, в основном, рублены в обло, с наибольшим выпуском брёвен внизу и с наименьшим вверху. То что здание не было обшито тёсом создавало дополнительную игру светотени.

Колокольня: Колокольня столпообразная, ярус звона сделан в виде восьмерика, завершена шатром.

Размеры: Длина церкви, считая и колокольню, 19555 мм, наибольшая ширина 11345 мм. Высота до шейки центральной главы – 11,4 м, до креста – 17,3 м. Высота колокольни до шейки – 16,3 м, до главки – 17,74 м, до креста – 19,19.

Приход: Пос. Липовский, Ермиловский.

Священник: Иоанн Селивановский.

Национализация имущества: в 1920 г.

Ликвидация молитвенного здания относится к концу 1920-х гг.

Современное состояние: Церковь в в течение многих лет в полуразрушенном состоянии – в середине 1980-х гг. ее подвинули бульдозером, остались только полуразрушенные трапезная и колокольня.

В 1989-1990-м гг. омской архитектурно-реставрационной мастерской Сибирскго филиала института «Спецпроектреставрация» создан проект реставрации храма на основании выполненых Н.И. Лебедевой «Историко-архивных изысканий» и «Исторической записки» по памятнику и обмеров, произведеных в 1989 г..

Автор публикации: Наталья Лебедева.

Литература и источники:

Лебедева Н.И. Национальные традиции в архитектуре церквей Западной Сибири начала ХХ века// Русский вопрос: современность. Тезисы докладов история и Всероссийской научной конференции. - Ч. I. -Омск, 1992. - С. 78-80.

Храм исчезнывшей деревни Липовка

 При составлении статьи использованы материалы:
Памятники культового зодчества Омского Прииртышья

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12