joomplu:6380
joomplu:5094

Что читают, слушают и смотрят современные дети?

Н.С. Левшина

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»

 

Портрет современного подростка

(опыт диагностики воспитанности)

 

Из недавней "кузницы кадров" для народного хозяйства образование медленно на наших глазах превращается в сферу проектирования людьми собственной жизни, создания идей, проектов, которые затем воплощаются в жизнь. Когда говорят о качестве образования, обычно пытаются ответить на вопросы:

1) зачем (для кого?),

 2) что конкретно измеряется?

3) кто этим занимается?

4) как это делается?

 

Под педагогической диагностикой понимается система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения. Предмет педагогической диагностики - измерение (оценка) интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс.

 

Объектом педагогической диагностики являются учащиеся и студенты всех образовательных учреждений.

 

Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся.

 

По аналогии с тремя основными функциями образовательного процесса выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание, образование и обучение:

а) В сфере воспитания - выявление и измерение состава и структуры жизненных установок личности, мера овладение личностью культурным потенциалом человечества;

 

б) В сфере образования - определение меры развития личности и овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах деятельности, т.е. знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в основном, можно отнести знания теоретические и методологические;

 

в) В сфере обучения - определение уровня овладения преимущественно конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных образовательных учреждениях. Из этого вытекает, что обучение более специфично, чем образование. Еще более специфично профессиональное обучение.

 

Существует много подходов к определению воспитанности. Наиболее доступны и практичны методики определения воспитанности, основанные на идее человеческих качеств как «устойчивых состояний деятельности» (Л.И. Рувинский), избираемых в качестве показателей (Н.И. Монахов, М.И. Шилова, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Е.В. Бондаревская и др.)

 

При определении уровня воспитанности возникает необходимость прибегать к анкетированию, опросам. Но, имея дело с подростками, у которых еще не вполне сформированы рефлексивные способности, нельзя доверять полученным по ним данным. Гораздо больше информации можно получить не из прямых ответов, а из опосредованных источников, например формуляров.

 

В данной работе описан факт определения уровня воспитанности, то есть выявления и измерения состава и структуры жизненных установок личности, мера овладение личностью культурным потенциалом человечества старшеклассников (учащихся 9-11 классов).

 

Цель данной работы – разобраться, что наиболее ценно для молодежи этого возраста, чему она отдает предпочтение, что вызывает негативную оценку; как представители этого поколения относятся к истории своего народа; как они относятся к традиционным для России религиозным конфессиям.

 

Поводом послужила подготовка к началу работы элективного курса для старшеклассников «Духовно-нравственная культура». То есть, необходимо было определить отношение подростков к духовным ценностям, к традиционным для своей семьи религиям и традициям.

 

С этой целью в начале учебного года на добровольной основе было проведено анонимное анкетирование группы молодежи указанного возраста, а именно – старшеклассников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» Октябрьского административного округа г. Омска.

Общее количество старшеклассников – 225, на добровольной основе согласились принять участие 77 девочек и 69 мальчиков.

Причины, по которым отказались остальные, в основном,  сводятся к следующим: не хочется думать; не желаю, чтобы в моей голове копались посторонние и т.д.

 

В основном, отнеслись добросовестно, хотя часть анкет носит иронический характер, отражает желание слегка шокировать. Позже сами ребята говорили о том, что если бы им дали возможность подумать над вопросами несколько дней, то ответы могли бы быть другими. Но, думается, что в этом случае они смогли бы только вспомнить больше названий книг и фильмов.

 

Формуляр составлен по принципу: в каждом разделе указать несколько (до 10) наименований любимых и вызывающих негативные эмоции, а также для книг указывается источник информации.

После анализа формуляров ясно, что данные между подростками разных возрастов (15, 16, 17 лет) не отличаются. Поэтому при обобщении информации возраст можно было не учитывать. Отличие же в ответах мальчиков и девочек было серьезным, поэтому итоговые таблицы составлены с учетом гендерного признака.

 

Круг чтения школьников представлен в разделе «Литература». Основные увлечения подростков – музыка, компьютерные игры, просмотр фильмов и телепередач также отражены  в формуляре.

 

Главное занятие этих ребят – учеба, подготовка к выбору профессии. В анкете предложено указать любимые и нелюбимые школьные предметы, а также привести названия профессий, вызывающих интерес и неприязнь.

 

В формуляр включены вопросы о конфессиональной принадлежности членов семьи, отношению к ним самого подростка. В преддверии празднования 65-летия Победы важно, что знают о ней современные молодые люди.

 

Выводы после обработки ответов:

 

На прямые вопросы об отношении к религии все больше людей указывают о том, что крещены в Православии, но при этом все их пристрастия и отторжения, выбор профессии и образа жизни свидетельствует о том, что выбор религии выполнен на внешнем уровне, то есть крестик – амулет от несчастий.

 

А православный образ жизни, отношение к любому ближнему с жертвенной любовью ни подростками, ни их родителями не принимается.

 

Современному подростку, который многие часы проводит за компьютерными играми, в которых они выступают в роли демиургов, создающих свой мир: государства, армию, экономику, законы жизни, очень легко представить положение любой религии о том, что мир создан Богом.

 

Многие подростки предпочитают книги серии «фэнтези». Сейчас много споров среди людей разной принадлежности о духовности подобного жанра. Многие, особенно православные, категорически отвергают подобное чтение для молодежи и детей.

 

Но высказываются и более глубокие, квалифицированные суждения. Протоиерей Георгий Белодуров, физик-теоретик по первому образованию, писатель-фантаст (псевдоним Георгий Летицкий): «Технические идеи в литературе – лишь задник на театральной сцене. Благоденствие придуманного общества может быть обеспечено «вечными аккумуляторами» с необъясненным принципом работы или социальным новшеством, проверить которое на практике вряд ли кто рискнет. Несмотря на множество маленьких попаданий, фантастика только эскиз реальности. Что-то вроде сказки. А для сказки не важно, волшебная она или техногенная, важно – добрая она или злая».

 

Еще одно интересное наблюдение можно вывести из нашего исследования: для современных подростков книга – не всегда средство приобщения к культуре, литературный источник, а источник информации. Некоторые школьники в разделе любимых книг указали энциклопедии, компьютерные пособия.

 

Практически половина указанных любимых и нелюбимых книг – это произведения из школьной программы, и прочитаны по необходимости. Другие причины, из-за которых были прочитаны книги: интерес возник после просмотра фильма; книгу подарили родители; дали почитать друзья и т.д.

 

Поскольку прослушивание музыкальных записей не требует от молодого человека каких-то волевых и интеллектуальных усилий, то в этом разделе анкеты указано больше всего названий. Всего 17% мальчиков и 6% девочек затруднялись указать свои музыкальные пристрастия и антипатии.

 

В отличие от книг, пристрастия в мире музыки формируются модой. Такое создается впечатление, что слушают только современную музыку, только ту, которая обсуждается в Интернете. Только 5% у девочек и 2% мальчиков любят классическую музыку, хотя современные обработки классических тем используют многие популярные музыкальные группы. То есть нравятся пародии, а не первообразы.

 

В основном, смотрят и указывают новые фильмы, то, что идет в кинотеатрах, информацию и сами фильмы иногда скачивают в Интернете. Как уже указывалось выше, просмотр фильма порождает желание взяться за книгу («Турецкий Гамбит», «Властелин колец», «Ночной дозор» и др.). Так происходит приобщение к неплохой литературе.

 

Зная, в каких семьях растут наши школьники, можно сказать, что они не желают приобретать профессии своих родителей, хотят для себя другой жизни. Отсюда и предпочтение профессиям, которые видят только на экранах телевизоров.

 

Большую часть своего свободного времени подростки посвящают учебе: подготовительным курсам при учебных заведениях, куда они намерены поступать; элективным курсам для более глубокого изучения школьных предметов; часть ребят параллельно со школой обучаются в колледжах. И совсем немного времени остается на занятия спортом, да и занимаются им те, кто намерен связать с ним свою профессиональную деятельность.

И на последнем месте  занятия музыкой, рисованием, танцами.

 

http://copy.yandex.net

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии