Самоопределение - самое важное звено при выборе профессии
Ю.Г. Борисова
МОУ «Гимназия № 85» г. Омска
Нравственные аспекты выбора профессии
Полученное в детстве воспитание позже не могут изменить народы всего мира.
Р. Фахрездин
Модернизация российского образования требует активного поиска новых форм, методов, средств обучения и воспитания, направленных на совершенствование педагогического процесса, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики.
В сложившейся ситуации выпускники школ серьезнее относятся к выбору профессии нового века, острее стоит вопрос о самоопределении в современных социально-экономических условиях.
Школа призвана обеспечить готовность к выбору профессии, развивать профессиональные интересы и склонности личности. На завершающем этапе обучения в школе у старшеклассников должна быть сформирована готовность к выбору профессии и продолжение получения образования. Современные школьники не смогут противостоять негативным явлениям рыночной среды. В этой связи возникла проблема формирования таких ценностей, которые способствуют нравственной устойчивости школьников к негативным явлениям рыночной экономики.
Школьники чаще всего обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности: мальчики – банкир, автогонщик, каскадер, адвокат. А девочек привлекает работа и фотомодели, и врача, и телеведущей. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность.
Важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации: понимание значения труда в жизни людей, уважение и любовь к труду, показать нравственную составляющую профессии.
На Руси испокон веков воспитание считалось самой всеобъемлющей, приоритетной категорией. Но в век прогресса приоритет был отдан науке. И теперь, на современном этапе развития общества, мы все больше убеждаемся, что далеко не каждый обученный человек - человек воспитанный.
Школа - зеркало общества. Уроки нравственности нужны не только учителю и ученику. Они нужны всему нашему обществу.
Чаще всего наши дети хотят получить максимум удовольствия при минимуме затрат времени и сил. Подростки ориентируются в своих выборах на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации (молодежную прессу, теле- и радиопрограммы).
Нередко в таком воздействии СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. Но в молодом возрасте, как известно, человек больше выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия – это всего лишь «средство» достижения желаемых образа и стиля. Профессия в этом случае как бы «подбирается» под привлекательный стиль и образ жизни. Это явление прочно укрепляется в сознании детей благодаря СМИ.
Задача учителя: показать нарастающую потребность общества иметь не только профессионально грамотных, удачливых, обеспеченных, но и гуманных, ответственных, трудолюбивых граждан.
На уроках истории при изучении темы «Европа в новое время» сначала в одиннадцатых, а потом и в седьмых, восьмых классах я предложила ребятам сравнить способы получения дохода в разное время (средние века, новое время и на современном этапе развития), выявить их сходство и отличие.
Было представлено множество способов: работа, научная деятельность, пиратство, кладоискательство, удачное замужество, преступный путь и т.д. Поэтому появилась необходимость проанализировать, а потом разделить эти способы на положительные и отрицательные.
Каждый ребенок имел возможность высказать свою точку зрения, аргументировать ее.
Ребята с интересом обсуждали эту тему и пришли к выводу, что наиболее приемлемыми способами получения дохода являются работа и научная деятельность, а отрицательным был назван преступный путь, несмотря на то, что он является самым простым и распространенным на всех этапах развития общества.
Не всегда удается правильно спрогнозировать экономические, политические, технологические линии развития общества, поэтому определяющим для полноценною профессионального, социального и личностного самоопределения человека часто оказывается ценностно-нравственная ориентация.
Это является одной из главных задач воспитания учащихся.
На уроках обществознания у учителя есть возможность показать учащимся не только значимость материальной стороны профессиональной деятельности, то есть заработной платы, но еще и пользы, которую можно принести обществу своим трудом.
Во время уроков мы с учащимися знакомимся с «обратной» стороной востребованных молодежью специальностей (юрист, экономист и т.д.) на современном этапе. Я стараюсь показать ученикам значимость рабочих специальностей, которые сейчас более востребованы государством, чем народом.
Давыдов В.В. не раз отмечал в своих работах, что «педагоги должны быть впереди общества, поскольку дети - это будущее».
Мы изучаем рынок труда, анализируем те изменения, которые происходят на нем, определяем роль той или иной профессии на определенном этапе развития общества. Дети начинают совершенно по-другому относиться к представителям тех профессий, которые раньше они считали не столь значимыми для общества.
Это убеждает меня во мнении, что с учениками необходимо обязательно обсуждать вопросы профессионального самоопределения. Так как самоопределение - самое важное звено в выборе профессии, а этому надо старательно учиться.