joomplu:6380
joomplu:5094

Как в сердцах детей зажечь огонь любви к Отчизне?

А.П. Бижов

МРОУ «Лицей № 137» г. Омска

 

Роль школьного музея в формировании

патриотических качеств личности

 

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В советские времена содержание патриотического воспитания детей и молодежи было четко регламентировано. С исчезновением пионерии и комсомола целенаправленная государственная политика в этом направлении воспитательной деятельности перестала проводиться. Но по прошествии некоторого времени многие педагоги осознали необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Как эффективно организовать подобного рода работу в современной школе?

 

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании можно использовать такую форму работы, как деятельность школьного музея.

 

Большим событием в жизни нашего лицея стало торжественное открытие музея Боевой и трудовой славы «Память» 26 апреля 2005 года.

На основе анализа воспитательной работы лицея основным направлением в работе стало совершенствование героико-патриотического воспитания в школе.

 

С целью реализации основных направлений используется и учитывается опыт и достижения старших поколений - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов труда - жителей 12 микрорайона, а также современные проблемы и реалии в развитии нашего общества.

В музее проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами-афганцами, участниками последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживающими на территории 12 микрорайона.

Все они делятся воспоминаниями о грозных событиях, произошедших в их жизни, а главное для музея - многие оставляют ценные реликвии: документы, фотографии, вырезки из газет.

 

В год открытия музея в лицее была спланирована работа, направленная на достойную встречу 60-летия Великой Победы. С этой целью проводились лицейские конкурсы сочинений на темы «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Листая семейный альбом», «Орден моего дедушки», победители которых стали дипломантами Всероссийского конкурса сочинений к 60-летию Великой Победы.

Стихотворение Ульяны Бабичевой не только отмечено дипломом лауреата Всероссийского Лермонтовского конкурса патриотической поэзии, но и помещено на первой странице седьмого тома областной книги «Солдаты Победы», а также размещено в сборнике материалов городского конкурса сочинений «Всё, что было не со мной, помню».

Наши учащиеся Бабичева Ульяна и Мичко Стас были удостоены права стать участниками презентации восьмого тома книги «Солдаты Победы».

 

Членами поисковой группы был найден документальный материал о защитнике Сталинграда - Приймаченко Федоре Терентьевиче. Эти документы тоже были переданы в редакцию книги «Солдаты Победы», где напечатана статья «Письма из семейного архива». В результате переписки с Серафимовичским военкоматом Волгоградской области найдено место захоронения Ф.Т. Приймаченко. В будущем мы планируем поездку членов штаба «Поиск» лицея в г. Волгоград.

 

В 2005 году пятиклассница Кристина Рогоза стала дипломантом городского фестиваля семейных проектов «Подсолнух» за использование документальных материалов. Кристина принимала участие в фестивале вместе со своим прадедом - ветераном Великой Отечественной войны, омским самобытным поэтом Василием Дмитриевичем Замятиным.

 

В 2006 году десятиклассник Мичко Стас стал дипломантом окружного конкурса чтецов «О подвигах, о доблести, о славе», на котором представил стихотворение ветерана Великой Отечественной войны Андрея Васильевича Ревы «Я - русский солдат». Сейчас в лицее учится внук Андрея Васильевича -второклассник Обзелянский Егор, который принимает активное участие в работе школьного музея, а также в научно-практических конференциях, где представляет исследовательские работы о своём дедушке.

 

В 2006 году Демичева Анастасия и Бабичева Ульяна стали победителями областного конкурса творческих работ «Российский воин бережёт родной страны покой и славу». Этот конкурс сочинений проводил областной военный комиссариат с целью актуализации героико-патриотического воспитания школьников.

 

В 2007 году одиннадцатиклассница Скворцова Марина заняла 2 место в I Всероссийском конкурсе творческих работ «Гайдар. Время. Мы». На этот конкурс Марина представила свой репортаж со Встречи поколений, которая ежегодно проводится в нашем лицее.

 

Выпускается в нашем лицее литературно-художественный журнал «Жемчужинки», в котором публикуются творческие работы наших учеников и учителей. В разделе «Тепло родного очага» ребята рассказывают не только о ныне живущих своих родственниках, но и о тех, кто ушёл из жизни, защищая нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

 

Так, Митрохина Анна в работе «Великие сыны России» поведала читателям «Жемчужинок» о своём прадеде Пушкарёве Павле Ильиче, о котором она узнала только из рассказов своей мамы и из сохранившихся в семье документов прадеда.

Ещё в одном опубликованном сочинении Демичевой Насти - «О детях, рано вставших взрослыми» - десятиклассница в форме интервью ведёт рассказ о своих родственниках, которые росли в годы Великой Отечественной войны, недоедая, недосыпая, провожая односельчан на фронт и встречая их воинами-победителями.

У детей - яркая память на события. Как дети войны запоминали то, что видели вокруг себя в страшные для страны годы, так современные дети навсегда запоминают рассказы очевидцев тех событий, которые не должны повториться!

 

В течение нескольких лет в результате встреч, проведения уроков Мужества, посещения ветеранов на дому собран ценнейший материал для пополнения музея Боевой Славы.

О деятельности нашего музея и его бессменного руководителя - учителя истории, ветерана труда, отличника народного просвещения Веры Васильевны Обзелянской - неоднократно рассказывалось на страницах муниципальной газеты «Вести» Кировского округа, а также в специальных выпусках газеты общественного движения «Новый город».

По итогам работы музей неоднократно награждался Почетными грамотами округа, города, областного совета ветеранов, дипломом 2 степени за победу в окружном и городском смотре-конкурсе музеев.

 

В конце марта 2008 года на базе нашего лицея проходил областной семинар работников музеев, на котором были представлены материалы музейной экспозиции и фондов, проведена экскурсия по лицею и по музею членами штаба «Поиск».

 

Можно смело констатировать, что уровень организации работы по патриотическому воспитанию в лицее значительно повысился благодаря созданию школьного музея боевой и трудовой славы «Память». В результате диагностики лицеистов выявлены такие качества личности, формируемые в процессе воспитания, как ценностное отношение к людям, готовность к гуманному взаимодействию с окружающим миром, опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативная культура.

 

В ходе сбора материалов для оформления экспозиций музея стало явным, что всё больше ребят проявляют интерес к героическому прошлому нашей страны, интересуются судьбой своих дедов, прадедов, отцов.

А значит, не прерывается связь поколений.

 

Значит, школьный музей играет определяющую роль в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

 

http://copy.yandex.net

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии