joomplu:6380
joomplu:5094

Системный подход для оптимальной организации воспитательного процесса

Н.А. Балышкова

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №130»

 

Организация воспитательного процесса в школе

на основе системно-целостного подхода

 

Государственная образовательная политика России определяет воспитание в качестве наиважнейшего приоритета. На передний план сегодня выступают проблемы духовно-нравственного развития обучающихся, воспитания патриотических чувств, социальной адаптации растущей личности к динамично меняющейся социокультурной среде.

Проведённое нами диагностическое исследование позволило уточнить круг тех социально-педагогических проблем, которые на функциональном уровне негативно влияют на результативность организуемого нами воспитательного процесса: низкий жизненный (материальный) уровень большого количества населения микрорайона; резкое снижение социального статуса семьи как основного воспитательного института; недостаточно-высокий культурно-образовательный уровень большей части жителей микрорайона; недостаточная вовлечённость в воспитательную работу с подрастающим поколением родителей, сотрудников социально-значимых общественных институтов.

 

Учитывая негативный результат действия указанных факторов, мы разработали концепцию и программу перспектив развития воспитательной системы школы, которую назвали «Радуга» Многочисленный творческий педагогический опыт воочию убеждает в том, что эффективная организация воспитательного процесса сегодня возможна только на основе системно-целостного подхода.

 

Идеей, которая нами заложена в основание создаваемой концепции развития воспитательной системы, стала мысль о принципиальной возможности выстраивания особого рода среды гармоничного межличностного взаимодействия детей, педагогов и родителей.

 

Кроме того определяющей для нас стала мысль о возможности гармонизации взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями, а также их участия в жизнедеятельности как равноправных социальных субъектов. Предметом целевого преобразующего воздействия мы определяем также и общественность микрорайона.

 

Воспитательная система в школе включает в себя следующие три пространственно локализованных уровня: воспитание, осуществляемое в условиях целенапраправленной организации учебно-образовательной деятельности; воспитание, осуществляемое во внеучебном коммуникативно-досуговом пространстве школы; воспитание, происходящее в открытом социокультурном пространстве города.

 

Для достижения указанной стратегической цели мы сформулировали тактические задачи: создать условия для саморазвития и самообразования каждого воспитанника; способствовать развитию у детей творческих, в том числе и интеллектуальных способностей; способствовать формированию социально-значимых норм и правил поведения; способствовать воспитанию гуманного, уважительного отношения к родным, близким и всем окружающим людям – детям и взрослым; осуществлять социально-педагогическую поддержку культурных и досуговых инициатив, стремления к социальному, профессиональному и личностному самоопределению; способствовать формированию устойчивой, гуманистической, деятельностно-практической мотивации к здоровому образу жизни; патриотических качеств и характеристик личности; целостного восприятия окружающего мира, открытости ко всему новому.

 

В процессе реализации поставленных воспитательных задач мы  конкретизируем их на каждом из возрастных этапов развития личности обучающихся.

 

Содержание воспитательной деятельности характеризуется по направлениям: «гражданин», «интеллект», «здоровье», «творчество».

 

Определили цели и задачи по каждому направлению. Механизм реализации программы «Радуга» является для нас системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классных коллективов.

 

Каждый учебный год – это определённый этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны решить важные для всех задачи.

Каждый учебный год имеет свой цвет и несёт смысловую нагрузку.

 

1-4 классы – «Мы познаём мир»- красный цвет: В период раннего детства самое главное чудо – каждодневное открытие мира вокруг себя. Потом это чудо, как известно, стушёвывается, почти забывается взрослым человеком. Но оно было – это чудо открытия то чудо, которое однажды открыл сам, всегда хочется помочь увидеть и другим. Это своеобразная лаборатория юного пытливого исследователя.

 

5 класс – «Мы вместе»- оранжевый цвет. Знакомство обучающихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами; оказание помощи в процессе адаптации обучающихся в средней школе; знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания; формирование у детей сознательного отношения к дисциплине; развитие навыков взаимодействия; раскрытие навыков самоорганизации, самообслуживания, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; формирование воспитывающего пространства, ценностных представлений и отношений; организация досуговой деятельности.

 

6 класс «Планета друзей» - жёлтый цвет. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; апробация элементов самоуправления (советы дела, ЧТП, дежурные команды); коллективное планирование (аукцион идей); развитие чувства коллективизма; поощрение инициативы. Развитие ценностных представлений и отношений; содействие личностному развитию обучающихся; формирования навыка коллективного анализа; развитие навыка социального взаимодействия.

 

7 класс – «Дом добрых сердец» - зелёный цвет.

Развитие самоуправления обучающихся; коллективное планирование, коллективный анализ; содействие личностному развитию обучающихся; организация социально-значимой деятельности; развитие навыков социального взаимодействия; развитие ценностных представлений и отношений.

 

8 класс - «Лидерская тропа»- голубой цвет. Формирование потребности в творческой деятельности, реализации способностей на своём индивидуальном уровне; самоуправление; коллективный анализ, коллективное планирование; развитие организаторских качеств, организация социально-значимой деятельности; работа творческих групп; развитие навыков социального взаимодействия; развитие навыка социального проектирования; развитие ценностных представлений и отношений.

 

9 класс - «Есть корабль, где все капитаны» - синий цвет. Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации обучающихся; самоуправление; работа творческих групп; помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников; содействие в профессиональном самоопределении; социальное проектирование; развитие ценностных представлений и отношений.

 

10 – 11 классы –«Компас в мире профессий» - фиолетовый цвет. Соединив все цвета, получаем многоцветную  «Радугу» - коллектив фантазёров, творцов, мыслителей. Каждое проведённое мероприятие формирует опыт деятельности у обучающегося, поэтому мы учим детей видеть сильные и слабые стороны их деятельности, уметь отмечать успехи товарищей, учиться исправлять свои ошибки.

 

Основной формой обратной связи является обсуждение каждого проведённого мероприятия. В организации жизнедеятельности класса активно участвуют старшеклассники, социальные партнёры, родители, что делает этот процесс открытым. Старшеклассники: работают с творческими группами в процессе подготовки мероприятия; организуют работу кружков, спортивных команд; выступают в качестве экспертов и судей; являются старшими товарищами и примерами для подражания. Родители: активно участвуют в мероприятиях; участвуют в планировании и анализе воспитательной деятельности; помогают творческому росту обучающихся; участвуя в мероприятиях, являются для своих детей примером для подражания; оказывают спонсорскую помощь в организации экскурсий, посещений театров.

 

С социальными партнёрами выстраиваем договорные отношения о сотрудничестве по программам и проектам: «Школа-вуз-предприятие», «Театр – творчество - дети», «Школьный двор», «Памятники архитектуры и истории в нашем городе», «Школьный корабль», «Доброе сердце» и другие.

 

Данная система работы даёт положительные результаты.

 

http://copy.yandex.net

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12