Правовые основы программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Действующее законодательство Российской Федерации в области образования с 2007 года внесло важные изменения во взгляде на содержание современного образования, которое «должно обеспечивать духовно-нравственное развитие личности»(ст.14, п.2).,
утвердило понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2) указывает на особенности «развития личности на основе социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».Одним из принципов государственной политики, обозначенных в «Законе об образовании в РФ» является «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства…» (ст.2, п.2). В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т. е. на воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (2, с. 11).
Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
Международный уровень:
– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., ст. 16,18,19 , 26),
– Конвенция о защите прав и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004),
– Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу в СССР 15.09.1990),
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений(принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.).
Федеральный уровень:
– Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., ст.13,14,17,19),
– Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст.3, 4, 5, 64),
– Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» (от 07.05.2018 №204),
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998г. № 124-ФЗ),
– Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ),
– Письмо Минобрнауки РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» (от 19.03.1993 г. №47/20-11п),
– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Я. Данилюк.А.И. Кондаков, В.А. Тишков, 2009 г.),
–Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013 г.) ставит стратегическую задачу «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»,
–«Комментарии к ФГОС дошкольного образования»(Министерство образования и науки Российской Федерации, Письмо Департамента общего образования от 28.02.2014 г.№08-249);
– Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18.10.2013 г., Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт» № 422н от 5.08.2016 г.),
– Кодекс профессиональной этики педагога (Минобрнауки, Положение №241 от 10.01.2014 г.),
– Приказ Министерства образования и науки РФ №1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
– Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (2008 г.),
– Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018-2027 годы (Указ Президента РФ Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года),
– Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р),
- Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683),
– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ №1493 от 30.12.2015 г.)
– Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года (Постановление Правительства РФ №751 от 04.10.2000 г.) [14],
– Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.),
– Концепция национальной образовательной политики (Приказ Министерства образования и науки РФ №201 от 03.08.2006 г.),
– Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295;
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р);
– Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (№699 от 09.06.2016.Программа «Истоки» в дошкольном образовании рассматривается и реализуется как курс пропедевтики «Истоки» для начальной школы),
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», (Издательский дом «Истоки», Москва, 2015),
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (является дополнением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г.).
Документы:
Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803
Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Подробнее о программе "Социокультурные истоки"
Вам так же может быть интересно:
Социокультурный подход в образовании
Программа "Cоциокультурные истоки"
Программа "Воспитание на социокультурном опыте"
Программы дополнительного образования
Видеозаписи семинара «Методика преподавания УМК «Социокультурные истоки» (6-8 ноября 2013)
Межрегиональная методическая школа "Истоки"
Материалы семинара «Истоки» в ДОУ» (5-6 июня 2019 года)
Духовно-нравственное воспитание:
Программы и учебно методические пособия по преподаванию Основ православной культуры как факультатива
Монографии и статьи по преподаванию ОПК
Монографии и публикации по духовно-нравственному воспитанию