joomplu:6380
joomplu:5094

Проповедь епископа Савватия 07.10.2018 г.

Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия, после Воскресной Божественной Литургии, в Спасском Кафедральном Соборе города Тара 7.10.2018 г.


24.09(07.10) день преставления Прп. Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581)

Никандра Псковского еще называли Пустынножителем, поскольку большую часть своей жизни этот человек провел в безлюдной лесной чаще, молясь Богу и влача полное лишений существование.


В житие Никандра Псковского (мирское имя Никон) мы можем прочитать, что в молодости «не любил Никон ни игр, свойственных его юному возрасту, ни красивых одежд, не принимал участия в праздных беседах, носил всегда простую одежду, любил нищету духовную и чистоту сердечную, постоянно вел он брань с врагом рода человеческого, предуготовляя себя таким образом к будущим, еще большим духовным подвигам».

Еще его называют Порховским Чудотворцем и поминают трижды в год: первый раз весной — 10 апреля по юлианскому календарю в третью неделю по Пятидесятнице, когда в православных храмах во время Божественной литургии читают строки из Евангелия, посвященные Иисусу Христу, рассказывающему ученикам о пагубности службы двум господам — Богу и мамоне. В этот день принято поминать вообще весь Собор Псковских святых — группу православных подвижников, чья жизнь так или иначе была связана с Псковом.

Второй раз Никандра поминают летом, 29 июля, в день обретения мощей и, наконец, третий — осенью, 24 сентября, в день преставления преподобного.

Преподобный Никандр Псковский отрочество и юность

Родился Никандр Псковский в 1507 году. Место его рождения — село Виделебья. Известны имена его родителей: отца звали Филиппом, а мать Анастасией. Был еще старший брат Арсений, который в раннем возрасте подстригся в монахи.

Отец прожил короткую жизнь. Никон с матерью остались в доме вдвоем. Когда мальчик подрос, то, как и брат, решил связать свою жизнь с монастырской жизнью. «Семнадцатилетний юноша, — написано в житие, — горя сильным желанием послужить Господу, со слезами и смирением убедил мать свою частью раздать имение неимущим, частью пожертвовать в церкви Божии и оставить сей суетный мир...» Та послушала сына и не стала скупиться. А сама отправилась в один из монастырей, где приняла пострижение и вскоре отошла в мир иной.

Никона же влекла жизнь «новоначального монаха» инока. Однако сначала он решает поклониться святыням Псковской земли и отправляется в долгий путь.

Вернувшись с одного из богомолий, Никон нанимается на службу к некоему псковскому купцу по имени Филипп, а одновременно находит возможность обучаться грамоте у некоего дьячка.

Купцу смышленый и богобоязненный юноша очень понравился, и он был готов оставить его у себя и впредь. Однако у Никона имелись свои планы. К тому времени он познакомился с неким Федором Ситником, благочестивым горожанином, который поведал юноше о том, что знает некое уединенное место в глухом лесу, защищенном болотами, где можно спокойно молиться вдали от незваных гостей.

Решение юноши окрепло, когда в одной из Псковских церквей во время литургии он вдруг услышал божественный голос, обратившийся к нему с такими словами:

«Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; процветет чрез тебя пустыня та, и многие спасутся там; приходящие туда получат благодать и будут прославлять имя Мое!»

Никандр Псковский в лесной глуши

Однако поиски пустыни, указанной Богом, оказалось не таким простым делом. На пути ему встретился блаженный Николай Псковский. Он знал то место и решил предупредить юношу о больших трудностях, которые его ждут впереди, а также предрек, что в пустыне ожидают подвижника разные искушения от бесов и нападки со стороны злых людей. Но это Никона не остановило. В конце концов, он благополучно добрался до пустыни и прожил в лесной глуши ни много ни мало, а полтора десятилетия.

О своем отшельничестве в лесной глуши Никандр позже рассказывал так:

«Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трез-вись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

С годами имя отшельника разнеслось по округе. К нему за благословением стали отовсюду наведываться разные люди. «Смиренному подвижнику было сие тяжело, — гласит житие, — не от людей, но от Бога ожидал он себе награды, слава земная была ему в тягость. Итак, со слезами и с великой скорбью, не желая покидать сего места, но в то же время убегая от людского прославления, святой отправился снова в Псков».

Он остановился у своего давнего знакомого Филиппа, который видя неодолимое стремление Никона к Богу, отвел его в Крыпецкий монастырь Святого Иоанна Богослова, основанный преподобным Саввой. Там юноша принял постриг с именем Никандр, хотя игумен монастыря и отговаривал его не брать на себя столь тяжелое бремя, поскольку здоровье Никона оставляло желать лучшего.

Грабители

Людская молва утверждает, что и псковский купец Филипп, и Федор Ситник последовали за своим юным товарищем в тот же монастырь и тоже приняли постриг под именами Феодосий и Филарет. Оба прожили в обители всю жизнь.

Сам же Никандр вскоре стал замечать, что его подвижническая жизнь удивляет братию. Это стало его тяготить, и он решает сбежать от «похвал братии» назад в свою пустынь. Там пролетели еще 15 лет его жизни. Святой скудно питался и непрестанно молился.

Предание гласит, что однажды на Никандра напала разбойничья шайка. Отшельника сильно избили, отняли книги и иконы, а самого оставили умирать в одиночестве. Но монах выжил и стал молиться за нападавших:

«Господи Боже мой Иисусе Христе, сила и крепость уповающих на Тебя! Незаслуженно Ты, Безгрешный, принял вольное страдание от иудеев; я же, недостойный раб Твой, потерпел все сие вполне справедливо за бесчисленные грехи мои. Благодарю Тебя за все и со слезами и умиленным сердцем молюсь Тебе о людях сих: прости им, не ведают они, что творят, не они виновны, но враг, сеятель всякого зла, побудил их на такое дело; не попусти, Господи, погибнуть им из-за меня, грешного: в неведении они сделали сие».

Но грабители все же были наказаны. Они сбились с пути и долго блуждали по лесам, страдая от голода. Только двое из них раскаялись. «Потому мы и не можем отыскать дороги, что несправедливо поступили...»

Вскоре до Никандра дошла весть, что разбойники утонули в реке, за исключением тех двоих. Они с покаянием явились в пустынь и вернули Никандру все награбленное. Принимая гостей, святой сумел убедить их оставить преступный промысел.

...Почувствовав, что грядет старость, Никандр вернулся в монастырь, а однажды пожаловался Порховскому диакону Петру на боль в ногах. Когда тот осмотрел старца, то с ужасом обнаружил, что плоть на его ногах отпала, обнажив кости.

За несколько лет до своей кончины Никандр принял схиму и рассказал, что в день его кончины начнется осада Порховской крепости поляками и литовцами.

24 сентября 1581 года Никандр умер со словами: «Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе!» В этот же день войско Стефана Батория осадило Порховскую крепость.

Спустя некоторое время над могилой святого порховчане построили церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1684 году мощи преподобного Никандра были обретены нетленными.

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь.

В 1652 году митрополит Никон распорядился на могиле святого построить деревянную церковь. А вскоре появились еще две — одна во имя преподобного Александра Свирского и вторая во имя Святой Троицы. Все три в 1665 году разграбили поляки, монахов разогнали, а игумена взяли в плен. На этом напасти не кончились. Через восемь лет, не оправившуюся еще от польского набега обитель поглотила огненная стихия. Сгорели все три церкви вместе с иконами, облачениями, книгами, документами.

Второе рождение обители состоялось на исходе царствования второго государя из династии Романовых — Алексея Михайловича. Царь пожаловал монастырю земли, а многие верующие пожертвовали средства на восстановление церквей. Процветанию обители способствовали быстро распространяющиеся слухи о чудесах исцеления от мощей преподобного Никандра.

Пустынь смогла почти безболезненно пережить Екатерининскую секуляризацию, оставив за собой большую часть земель, подаренных царем Алексеем Михайловичем. Особенно благоволил обители император Павел I, он пожаловал многокрестную ризницу, которая бережно хранилась в монастыре до Октябрьской революции.

После 1917 года пустынь постигла участь большинства русских монастырей — все имущество и святыни, включая мощи преподобного Никандра, были вывезены в Петроград.

Возрождение обители началось лишь в 2000-м году, когда началось строительство первой деревянной церкви в честь иконы Богоматери «Взыскание погибших». В 2002 году ее освятили.

Спустя год, в сентябре 2003 года наместником пустыни был назначен игумен Спиридон (Иващенко). А в 2005-м завершилось строительство часовни над источником во имя преподобного Александра Свирского и храма в честь свв. Царственных мучеников. Осенью 2010 года был торжественно освящен уже каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, строительство которого длилось всего три года.

На территории монастыря бьют три источника, названные во имя Апостолов Петра и Павла, преподобного Александра Свирского и преподобного Никандра, а также источник иконы Казанской Божией Матери. Последний еще именуют «глазным» источником.

Кондак 

Возбранный от Начальника и Совершителя веры, Господа Иисуса, данный во образ последования Православныя Церкве сословию, доблественный подвижниче и чудотворче предивный, преподобие отче Никандре! Похвальная со благодарением приносим ти молитвенницы твои: ибо теплым твоим предстательством у Царя Небеснаго вся полезная и спасительная ходатайствует и нам. Яко имея дерзновение ко Престолу Благодати, от всяких нас злоключений свободи, да зовем ти:

Радуйся, преблаженне Никандре, преподобие отче наш

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12