joomplu:6380
joomplu:5094

Проповедь иерея Михаила на Всенощном бдении 28.04.2018 г.

Видео Проповеди настоятеля Спасского Кафедрального Собора г.Тара иерея Михаила Сафичук во время Всенощного Бдения в канун Недели 4-й по Пасхе о расслабленном.

 


Неделя о расслабленном (греч. Κυριακή τοῦ Παραλύτου ) — четвёртая Неделя (воскресенье) по Пасхе в Православной церкви. Название этого дня происходит по причине того, что на литургии читается Евангелие от Иоанна, 14-е зачало, о исцелении Иисусом Христом расслабленного в Иерусалиме, при Овчей купели, именуемой Вифезда:

Неделя 4 о расслабленом

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.»
Евангелие от Иоанна, 5:1-15

Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихирах, каноне, в Синаксаре), которые звучат в этот день в Православной церкви. В них душа каждого человека сравнивается с расслабленным, а причиной болезни называются грехи, которые может исцелить и исцелит лишь один Бог — Иисус Христос. Христос исцеляет любые болезни не только телесные, но и душевные, от человека требуется лишь искреннее раскаяние в грехах и исправление, то есть не повторение их в будущем. Поскольку покаяние невозможно без исправления.

Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах. Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождения на землю через Своё Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней как душевных так и телесных.

Кондак, икос в Неделю о расслабленном:
Глас 3
Кондак
Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную,
воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда,
дабы я, спасенный, взывал Тебе:
"Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!"
Кондак
Руки Своей горстью держащий мира концы, Иисусе, Боже, как и Отец безначальный,
и вместе с Духом Святым над всем владычествующий,
Ты во плоти явился, недуги исцеляя; и страсти отогнал;
слепым дал видеть свет, и расслабленного словом божественным восставил,
внезапно повелев ему ходить и ложе, носившее его, поднять на плечи.
Потому мы все с ним воспеваем и взываем:
"Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!"

Святитель Иоанн Златоуст
(Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, Беседа 38):

Иисус Христос говорит:

"«вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».»
Чему же мы отсюда научаемся?
Во-первых, что болезнь произошла у него от грехов;
Во-вторых, что учение о геенне справедливо;
В-третьих, что наказание в ней будет продолжительно, бесконечно.

Где же те, которые говорят: я в один час совершил убийство, я краткое время любодействовал, и неужели буду наказываться вечно?

Вот и расслабленный не столько лет грешил, сколько терпел наказание, и почти целую жизнь человеческую провел в непрерывном мучении. Грехи судятся не по времени, а по самому существу преступлений. При этом надобно принять во внимание и то, что, хотя бы мы претерпевали тяжкое наказание за прежние свои грехи, но, если снова впадем в те же пороки, то подвергнемся снова и еще тягчайшему наказанию; и это совершенно справедливо.

Кто даже от наказания не делается лучшим, тот, как бесчувственный и презритель, предается еще большей казни.

И одно наказание само по себе достаточно должно быть для удержания и вразумления падшего однажды; но если он, не вразумившись от понесенного наказания, снова дерзает на то же самое, то по справедливости снова подвергается наказанию, которое сам на себя навлекает. Если же мы, и здесь, после наказания за грехи впадая снова в те же грехи, подвергаемся уже тягчайшему наказанию, то не должны ли мы тем более страшиться и трепетать в ожидании будущих нестерпимых мук, когда, и согрешая, мы здесь не терпим никакого наказания?

Почему же, ты скажешь, не все таким образом наказываются? Ведь мы видим многих порочных людей, которые хорошее имеют здоровье и в крепости сил наслаждаются благоденствием. Но мы не должны полагаться на это, а поэтому-то больше и надобно оплакивать таких людей. Что они здесь ничего не терпят, это и есть залог тягчайшего там наказания. Изъясняя это, Павел говорит:

«будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром».
1Кор, 11:32

 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12