joomplu:6380
joomplu:5094

Праведный старец Софроний Ибердский

Праведный старец Софроний Ибердский7 февраля совершается память святого праведного Софрония Ибердского. Промыслом Божиим это имя связано с именем священника Алексия Камнева, служившего в селе Вятка Усть-Ишимского района и расстрелянного в Таре в 1937 году. В 1912 году в Александро-Невский женский монастырь Ряжского уезда Рязанской губернии, основателем которого был святой праведный Софроний Ибердский, на должность священника был назначен о. Алексей Камнев.

Батюшка Алексий занимал должность священника первого штата и исполнял обязанности духовника обители. Господь сподобил его служить в обители, где возрождался древний обычай старчества. Исповедовались сестры у отца Алексея, помыслы открывали не имеющему священного сана старцу Софронию. Имея перед глазами образ святой жизни, о. Алексий укреплялся духовно, и можно предположить, что именно в этом монастыре созревал дух священника до готовности принести себя в жертву Богу.

9 марта 1825 г. — 7 февраля 1914 г.

Софрониев Александро-Невский монастырь в селе ИбердусРодился старец Софроний в деревне Канино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Сазонта Абрамовича и Прасковьи Петровны Лисиных 9 марта (ст. ст.) 1825 года, в день празднования Собору Киево-Печерских святых.

Когда его крестили в церкви, то местный священник отец Василий дал младенцу имя Софроний, в честь преподобного Софрония, Печерского чудотворца. Вынимая младенца из купели, батюшка увидел столб света, уходящий от него в небо. После видения он сказал родителям, что великим будет их дитя, и отпустил с миром.

Когда Софронию исполнилось шесть лет, его отдали в церковно-приход-скую школу обучаться грамоте. Учился мальчик хорошо, полюбил читать жития святых, особенно Киево-Печерских, уходивших в монастырь для подвигов духовных и молитвы, и, подобно им, отрок часто уходил в лес, где беседовал с Богом, открывая Ему свои мысли и желания. Родители решили свозить его в Саров к преподобному Серафиму. И старец, к их радости, позвал отрока к себе в келию и по-отечески с ним беседовал. Для детского сердца эта беседа не прошла даром, он вспоминал о тех благодатных минутах всю жизнь.

Шло время, и наступил момент Софронию искать себе невесту. Вскоре юноша, по родительскому благословению, женился на уроженке того же села Матроне Никифоровне. Семейная жизнь Софрония с избранницей была счастливой. В семье было трое детей: Наталия, Борис и Дария. Однако мысль об уединенной жизни не покидала его, и однажды, получив на то согласие супруги, Софроний ушел в лес для подвигов духовных.

Сердце его матери не находило покоя. Она долго молилась, прося Бога открыть ей, где ее сын, жив ли он. И вот однажды видит она в тонком видении преподобного Серафима, который ласково говорит ей; «Радость моя! Не мучь себя и не ищи сына, ибо на это есть воля Божия, чтобы покинул он семью и этим прославил род ваш». И старец стал невидим.

А Софроний тем временем сделал себе в лесу землянку и проводил время в молитве и богомыслии. Как-то, выйдя на поляну, он услышал рядом звон колоколов и молитвенное пение. Подойдя ближе, он ничего не увидел: кругом был лишь лес. Обойдя поляну, Софроний услышал дивный голос, говорящий ему, что место это свято, и на этом месте будет обитель, и ему ее основывать.

Помолившись и возблагодарив Господа, Софроний принялся строить несколько землянок для будущих обитателей монастыря. Рядом он разбил огород и питался плодами своих рук.

Однажды женщины из ближайшего села, пришедшие в лес за грибами, заметили отшельника. Они очень испугались, но не убежали, а расспросили, кто он, откуда пришел сюда и чем занимается.

Когда слух о подвижнике распространился далеко по уезду, многие стали приходить к нему за советом, и это стало тяготить его. Помолившись и испросив благословения пред иконами Божией Матери и образом преподобного Серафима, он ушел в затвор. Три года искали о. Софрония, но найти не могли.

После трехлетнего затвора подвижник вернулся на свое место, чтобы основать обитель. В устрояемой обители поселились пожилые женщины. Когда же они становились немощными или умирали, по благословению старца приходили молодые.

С каждым годом община росла, и для управления ею потребовалась старшая сестра или игумения. Старшей сестрой о. Софроний поставил свою дочь - Дарью, которая, к сожалению, оказалась слабохарактерной, и многие из сестер этим злоупотребляли.

Долго думал старец, как поправить дело. Поехал он в Рязань к Преосвященному Аркадию за благословением и просьбой послать в его богадельню сестру-монахиню для руководства сестрами.

...Александро-Невская богадельня была основана в трех верстах от села Щурова на земле, принадлежавшей крестьянину села Мостья Ряжского уезда Егору Наумову Родину, и пожертвованной им в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и чудесного избавления и спасения жизни государя Александра Александровича и супруги его Марии Феодоровны и сына их Николая Александровича 17 октября 1888 года во время крушения царского поезда на перегоне Тарановка — Борки Юго-Западной железной дороги.

Священный Синод постановил в память этого чуда основывать церкви и монастыри. В начале 1892 года первый камень новоустрояемого храма был заложен о. Софронием, а 11 июля 1892 года храм был освящен в честь благоверного князя Александра Невского, Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение» протоиереем села Ухолова Гавриилом Петровичем Кудрявцевым.

С 1892 года при храме стали сооружаться постройки, и учреждена была богадельня.

Вскоре по прошению Преосвященного Аркадия Священный Синод назначил благочинную Колычевского Казанского монастыря монахиню Ангелину заведующей Александро-Невской богадельней Ряжского уезда. В 1897 году она приступила к управлению общиной, а в 1907 году возведена в сан игумений.

За десять лет существования монастыря число сестер в нем достигло шестидесяти пяти. В храме обители священник Алексий Камнев совершал Божественную литургию. Необыкновенным был монастырский хор: монахини пели, словно ангелы, клирос находился наверху, и певчих не было видно, доносились, словно с небес, только их голоса.

Когда сестер стало достаточно много и церковь стала тесна, решено было сделать пристройку к храму. И впоследствии один храм в народе называли Софрониевым, а другой, построенный позже, — Ангелининым.

Обитель обустраивалась, строились келий для сестер.

При суровой игумений источником утешения в обители оставался отец Софроний. Слово его принималось с верою, благословение его или особое внимание считалось великим утешением.

Мать игумению смущал авторитет отца Софрония. Враг рода человеческого внушал ей мысль о том, что он может стать настоятелем, а она — простой хозяйкой, хотя в сане игумений. Много обид причинила игумения старцу. Слух о настроениях в монастыре достиг Преосвященного Аркадия. Владыка вызвал игумению, увещевал ее, убеждал смириться. Но трудно было переубедить настоятельницу. После одной из ссор м. Ангелина подала на о. Софрония в суд, чтобы выселить его из монастыря. Когда приехал прокурор, батюшка любезно принял его, пригласил откушать чаю и все решить миром. Так и случилось: дело было закрыто, а игумения остыла, видя свое поражение. Батюшка же вскоре переселился на монастырский хутор, в небольшой домик, куда и притекал к нему Божий люд за советом и утешением.

Наступил 1914 год, последний в земной жизни отца Софрония. Старцу шел 89-й год. Здоровье его ослабло, и он заболел. Сердце настоятельницы смягчилось, и она разрешила ему вернуться в обитель. Но недолго прожил отец Софроний в устроенной им обители и мирно отошел ко Господу 25 января 1914 года.

Когда пришли облачать тело усопшего, то, сняв верхнюю одежду, обнаружили на его теле вериги, которые вросли в тело. Мать игумения долго плакала, просила прощения, сознавая свое недостоинство пред великим подвижником.

По облачении старца положили в гроб, который отец Софроний за несколько лет до смерти сделал своими руками. Сделал себе и могилу-склеп, где желал быть погребенным.

Весть о кончине блаженного старца разнеслась по всей Рязанской земле и окрестным губерниям. Народ все подъезжал и подъезжал. Спали в храме, в гостином корпусе.

Похороны о. Софрония состоялись на девятый день, на Сретение Господне. До места вечного упокоения старца шествие длилось 4 часа. Непрерывно служились панихиды.

При жизни отец Софроний много говорил о последних временах, о закрытии монастыря, об участии сестер, о полном разрушении его обители. И слова его сбылись. В 1937 году, когда монастырь закрыли, сестры жили кто на хуторах, кто в обители.

Еще до кончины батюшка Софроний говорил приходившим к нему сестрам и мирянам: «Ходите, когда умру, ко мне на могилку, да носите по гривенничку. И дам вам больше, чем при жизни давал». Завет его всегда исполнялся, приходили люди, служились панихиды, просили батюшку, в чем нуждались.

Игумения Ангелина старела. Достигнув глубокой старости, приходя на могилку батюшки, она просила отца Софрония простить ее и, если Богу угодно, взять ее к Себе, потому что очень тяжелое наступило время. Вскоре она действительно заболела и, проболев 8 лет, мирно отошла ко Господу в 1938 году, спустя год после закрытия монастыря.

Похоронили м. Ангелину рядом с матерью Анастасией, о. Софронием и двумя другими сестрами обители.

...Было время, когда в закрытом монастыре хотели разместить пионерский лагерь, но налетевшие комары искусали приехавших, и те, собрав наскоро свои вещи, покинули это место. А местные жители вспоминают слова отца Софрония: «Место для поругания и осквернения не дам никому, а защищать буду его комарами».

После Великой Отечественной войны председатель местного колхоза решил снести храм и монастырские постройки. Храм сломали и кирпич увезли в колхоз на строительство свинарника. Но только построили стену, наутро она упала. И так повторялось много раз. В конце концов строительство свинарника прекратили. Но праведный гнев Божий настиг председателя. У него отнялись ноги и руки. Мучился он до самой смерти. Не раз привозили его на святое место, на могилу отца Софрония, и он просил у батюшки прощения за содеянное.

Милостью Божией кладбище, где почивает праведный старец Софроний, сохранилось и поныне. Чтут люди дорогую могилку и приходя к ней, просят помощи и предстательства за них отца Софрония. Многие из приходящих видели огонь, исходящий из земли с того места, где был святой алтарь, где много лет совершалась Бескровная Жертва Богу. Как предсказывал старец Софроний, будет здесь вновь монастырь, но не женский, а мужской. А откроется обитель тогда, когда мощи старца «поднимутся из могилы». В это время народ потечет ко святым мощам рекой, и будет большая дорога, и множество чудес свершится.

* * *

Чудеса по молитвам праведного Софрония Ибердского

В Ряжском уезде, в одной семье родилась слепая девочка Феодора. Мать ее, Агриппина, молилась ночами, чтобы Господь исцелил дочь, и однажды после слезной молитвы задремала. И видит она сон: подходит к ней седой старичок и говорит: «Ты вот плачешь, да слезы льешь... Приди ко мне в монастырь, я тебе помогу». И он сказал, куда ей следует придти. Проснувшись, Агриппина рассказала родным сон, и собрались они в обитель во имя святого благоверного князя Александра Невского близ села Шурова. В это время еще был жив отец Софроний. Старец сам встретил пришедших и, покачав головой, молвил: «Какая-то у вас беда...» Мать ему и рассказала о слепорожденной дочери. Отец Софроний предложил ей чаю, сам тоже попил, а после этого взял кружку, перекрестил и промыл ребенку чаем глаза и благословил девять дней жить в монастыре.

По прошествии этого времени девочка прозрела.

Мать припала к стопам отца Софрония, благодарила его, как могла, а он отвечал: «Бога благодарите, а я — человек грешный». С радостью мать возвратилась домой, а дочь ее, Феодора Бибикова, дожила до 65 лет и перед кончиной просила похоронить ее на кладбище, где погребен отец Софроний.

Недалеко от монастыря отец Софроний выкопал колодец, прозванный позже в народе Софрониевым, и благословил купаться в нем и пить воду для исцеления от слепоты и разнообразных болезней. Некоторые чудеса записали ныне здравствующие жители Кораблинского района.

У одной рабы Божией, именем Евфимия, так сильно болела голова, что женщина не могла работать, мало ходила, а все больше лежала, туго стянув голову бинтом.

Однажды она видит сон: подходит к ней старичок, седой, с ясными, приветливыми глазами и говорит: «Что, головушка болит?» Во сне он благословил ее и приложил крест, который носил при себе, сказав: «Читай «Богородицу», положи три поклона и до самой смерти голова не будет болеть».

Проснувшись, Евфимия сделала то, что повелел ей дивный старец, и головные боли исчезли. Но она не знала, что за святой человек являлся ей, а когда была в гостях у одной приятельницы, которая чтила о. Софрония, то увидела у нее его портрет и воскликнула: «Вот кто ночью ко мне приходил!». Теперь она всегда благодарит батюшку за его милость и однажды летом посетила его могилку.

Поехали как-то в монастырь две женщины: Наталья и Параскева Бугаихины, а до обители от села — семнадцать верст.

Подъезжают к монастырскому хутору, а хутор бедный, постройки старые. Подъезжают к монастырю, привязали лошадей у конюшни. Только к воротам подошли — встречает их отец Софроний и говорит: «Ой, кто ко мне приехал! - радостный, с улыбкой. — Да это петровские богачи ко мне приехали!»

Женщины, услышав такие слова, побледнели, ведь дорогой они занимались пересудами, говорили, что все у отца Софрония бедно, а он им все открыл. Но батюшка улыбнулся, благословил их и проводил в храм, к сестрам. Так, даже на расстоянии, читал батюшка Софроний мысли и встречал всех, кто к нему ехал.

Жительнице города Кораблино, ныне покойной Анне Димитриевне Локтаевой, довелось быть у отца Софрония еще при его жизни. Долго говорили старец и Анна, а потом он ей и говорит: «Анюта, пойди за меня замуж». Она от этих слов чуть не лишилась рассудка. «Батюшка, как же я за Вас замуж пойду, да Вы меня не возьмете...» А старец говорит: «Борода у меня длинная. Дочку твою игуменьей сделаю, будет храм рядом, но ходить в него не будешь, у тебя дома храм будет».

После этого разговора пришла Анна домой и рассказывала, как ее отец Софроний сватал — неизвестно к чему.

А через две недели приехал к Анне высокий мужчина с бородой и говорит: «Выходи за меня замуж. Жена умерла, а у меня восемь детей...» Анюта подумала и согласилась. И был у нее, как предсказал отец Софроний, домашний «монастырь» и игуменья, храм рядом, но дома свой был храм. Всех она любила — и своих, и приемных детей, — а всего их было десять человек. Дожила Анна до 87 лет, всех воспитала, благодаря молитвам отца Софрония.

Множество чудес совершается и по смерти отца Софрония. Многие видели его ходящим по лесу в фуфаечке, подпоясанным лычкой и с топориком на боку.

Как-то раз пришли женщины на родительскую субботу на монастырское кладбище, а к ним подходит парень и говорит: «Бабушки, вот что я вам расскажу. Ехал я недавно ночью по лесу на машине — вез лес на распилку в поселок. Доехал до этого кладбища, машина остановилась и дальше не едет. Смотрю - огонек виднеется. Думал, ребята костер рядом жгут. Подошел к этому месту поближе, смотрю — горит на этой могилке большая свеча, горит ярко, несмотря на сильный ветер. Окликнул вокруг — никого. Страшно стало. Бросил машину в лесу и побежал в поселок за подмогой — машина ведь не идет. Рассказал об этом случае лесорубам, а они, оказывается, тоже как-то, работая допоздна, видели со стороны кладбища огненный столп, как будто кто-то из леса на небо прожектором светил. И еще видели старика, ходящего по лесу в фуфайке и с топором.

Пожилые женщины поведали, что это могилка великого старца, угодника Божия отца Софрония. А машину наутро привезли на буксире — целую и невредимую.

Много раз спасал отец Софроний сына местного лесника Александра. Тот, когда обходил лес, — а угодья были большие — заблудился. Лес темный, да и дело к вечеру. Ходил-ходил. Смотрит вдаль — горит огонек. Вышел на свет. Когда подошел поближе, узнал кладбище, а у могилки отца Софрония горит лампада на кресте. Александр упал на могилу и спал до утра. Очнувшись, ничего не мог вспомнить, а потом вспомнил, как блуждал ночью и как пришел на кладбище. Дома все волновались, а Александр рассказал, как его спас отец Софроний. И с тех пор, когда Александр обходил лесные угодья, всегда затепливал на могилке батюшки Софрония лампадку и благодарил старца за его милость.

Однажды, когда монастырь был уже закрыт, но там продолжали жить монахини, поехали из села Петрова туда две женщины, Анна и Надежда, — отвезти продукты. Проехали посадки и у въезда в лес с ужасом увидели обнаженного мужчину. Испуганные женщины хотели было возвращаться. А по дороге в монастырь рос большой дуб. Только подъехали к нему — выходит старичок в фуфаечке и с топориком и говорит: «Что это вы возвращаетесь, или кого боитесь?»

Женщины ему все рассказали, а он говорит: «Я вас провожу, я как раз в ту сторону иду». Прошли большую часть дороги, женщины думают: «Вот и окружили: один впереди, а другой — позади, да с топором. Делай, что хочешь...» Тогда старичок оглянулся и говорит: «Зачем думаешь худые мысли... Я иду сынку моему помочь да двух сестер проведать. Иди спокойно и не бойся».

Дошли до монастыря, поблагодарили старца, поклонились, видят — он пошел в сторону кладбища. Пришли к матушкам, а они так обрадовались, что не забывают их, принесли им гостинцев. А женщины рассказали матушкам, как их дедушка провожал. Те заплакали слезами умиления: «Да ведь это был батюшка отец Софроний...» Вот тогда женщины и поняли, с кем шли. Так до сих пор люди верят и не раз на себе чувствовали, что отец Софроний ходит по лесу и охраняет его.

Множество чудес совершалось на святом источнике праведного Софрония. Некоторые, по милости Божией, были записаны и передавались из рук в руки. 28 июля 1921 года пришла на поклонение праведному о. Софронию в монастырь крестьянка Богородицкого уезда Тульской губернии Матрона Никитина Крюкова. Ей было во сне видение, в котором старичок, назвавшийся Софронием, велел ей приехать в Александре-Невекий монастырь Ряжского уезда и искупаться в его источнике. У Матрены сильно болела левая рука. Когда она приехала и искупалась в источнике, тотчас получила исцеление, а когда пошла на могилку, то по фотографии узнала дивного старца, явившегося ей, и благодарила его за явленную ей милость.

В том же 1921 году, 4 июля, получила исцеление на святом источнике крестьянка Тамбовской губернии села Новоспасского Анна Тимофеевна Лорецкая, более трех лет страдавшая ревматизмом. Омывшись святой водой, она почувствовала облегчение.

В июле 1917 года у источника отца Софрония произошло исцеление слепой крестьянки Симбирской губернии Агриппины Елизаровой, 18-ти лет. По ее словам, она ослепла 13 лет назад. Однажды ночью приснился ей сон: бродит она по лесу и видит на опушке слева монастырь, а рядом — благообразного старца. Он ей говорит: «Приходи ко мне, я тебе помогу». Он объяснил ей дорогу, и видение кончилось. Проснувшись, она обнаружила в своей руке записку — как доехать до монастыря и подпись: отец Софроний.

Когда Агриппина приехала в обитель, ее отвели к источнику, она перекрестилась, выпила воды и промыла глаза. Сначала она стала видеть мутно, а потом — хорошо различать предметы. На могилке она по фотографии узнала старца, приходившего к ней ночью.

* * *

В 1996 году началось духовное возрождение монастыря. Рядом с могилкой старца среди лесов был заложен храм. Спустя год на куполе вновь устроенной церкви воздвигли крест, а 12 сентября 1998 года храм был освящен.

29 мая 1998 года были обретены святые мощи отца Софрония. Случилось так, как и предсказывал старец: будет здесь вновь монастырь, но не женский, а мужской. А откроется обитель тогда, когда мощи старца «поднимутся из могилы». В это время народ потечет ко святым мощам рекой, и будет большая дорога, и множество чудес свершится.

...А за несколько дней до торжества прославления праведного Софрония в храм на свое место возвратилась икона Божией Матери «Скоропослушница», та самая, с которой связано дивное сказание Александро-Невской Софрониевой обители.

Это чудесное явление случилось в феврале 1892 года. Когда в монастыре был построен двухэтажный храм, то игумения послала отца Софрония собирать для святой обители по селам и церквам иконы. Вез отец Софроний три большие иконы: Божией Матери «Скоропослушницы», Иоанна Предтечи, Архангела Михаила. Иконы находились в санях и завернуты были в полотно, чтобы не поцарапались.

По дороге в монастырь батюшка мечтал, где поместить святые образа, но Господу и Его Пречистой Матери было угодно прославить особо одну из икон — «Скоропослушницу», написанную иеросхимонахом Кириллом в 1883 году на Святой Горе Афон.

Вот как это было. Отец Софроний оглянулся и заметил, что одной иконы в санях не хватает. Повернул лошадь обратно: думал, что икона случайно упала из саней и потерялась, но, проехав немалое расстояние, иконы он не нашел. Всю дорогу батюшка неутешно плакал.

Подъехал он к храму, а матушка игумения уже встречает его. Подойдя к ней, он упал ниц и поведал о случившемся. Матушка сначала негодовала, но потом успокоилась: хоть остальные иконы в целости и сохранности доставил. Открывают храм и видят: икона Божией Матери «Скоропослушница» стоит на том месте, где мечтал поставить ее отец Софроний. Сколько слез умиления было пролито: невидимой силой перенеслась икона в храм.

За три года до закрытия обители из очей Божией Матери струились слезы. Свидетельницей тому была матушка Клеопатра, присматривавшая за храмом. В 1937 году монастырь закрыли, его постигло полное разорение и запустение, а святой образ с тех пор в особо устроенном киоте находился в храме села Ясенок.

...Исцелять человеческие страсти, очищать сердца — именно в этом видел отец Софроний смысл своей жизни. Старец не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестоким обличителем человеческих недостатков и немощей. Он был живой любовью, близким всякой скорбящей душе. И потому очень для многих отец Софроний стал и другом, и духовным врачом, притягивая к себе не только простолюдинов, но и людей образованных, искавших наставника в жизни, который бы здесь, на земле, указал путь к жизни вечной. Сила его чистой молитвы и благодати ограждала и поныне ограждает от неурядиц и козней вражиих всех, кто в своих молитвах просит его помощи.

«Господь дарует нам святые мощи, чтобы они чудодействовали здесь, — сказал, обращаясь к прихожанам в день прославления святого, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. — И по вере своей каждый получит здесь благодать Божию».

Праведный Софроний был почитателем преподобного Серафима Саровского, к которому со всех концов России стекались люди только с одним вопросом: как спастись? И преподобный Серафим говорил: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя». Приходили люди и в это место с тем же вопросом. И праведный Софроний отвечал всем приходящим к нему словами преподобного Серафима, которого очень почитал: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя».

Другие спрашивали: «Батюшка, как жить?» И праведный Софроний, который также чтил преподобного Амвросия, а возможно, и лично встречался с ним, отвечал словами Оптинского старца: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем — мое почтение».

Память праведного Софрония Ибердского совершается 25 января/7 февраля — в день кончины старца.

Тропарь, глас 5-й

Божественною благодатию просветився, терпением, слезами, постом и молитвою подвизался еси во временней жизни сей и по смерти даруеши исцеления, с верою притекающим к тебе. Темже и мы ныне чтим обретение честных мощей твоих, утешающих души наша скорбныя, напояя их радостию и слезами умиления. Святый праведный Софроние, молися прилежно о нас ко Господу, да страну нашу Российскую в мире сохранит и спасет души наша.

Кондак, глас 3-й

Оставив все земное попечение, Преподобнаго Серафима Саровского житию подражая, обитель женскую в пустыннем месте основал еси, да прославляется здесь непрестанно имя Божие. И мы, видя сбывающееся сердца твоего желание, из глубины души к тебе взываем: Святый Праведный Софроние, прииди, стани с нами, да прославим вкупе Христа Бога нашего и Пресвятую Деву Чистую, Упование христианом, да спасет Господь души наша.

Скопинская епархия Рязанской митрополии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12