joomplu:6380
joomplu:5094
joomplu:18549

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Нужна ли России государственная идеология?

VII Ассамблея Русского мираНа этот и другие вопросы попытались ответить участники VII Ассамблеи Русского мира …Вчера, 3 ноября, в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце состоялось открытие VII Ассамблеи Русского мира. Всего на Ассамблею прибыло более 600 человек. Нынешний форум посвящен 1150-летию славянской письменности. Специальным гостей Ассамблеи стал город Сан-Хавьер в Уругвае, основанный 100 лет назад выходцами из России. Это единственный русский город в Южном полушарии.

Открыли мероприятие председатель правления фонда «Русский мир», председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов и президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, президент Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Попечительского Совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая.

Л.Вербицкая полагает, что за последние два-три года стал очевидным рост интереса к русскому языку в мире. Отчасти заслуга в этом, по ее мнению, принадлежит фонду «Русский мир», который за годы своего существования открыл более 100 своих центров, кабинетов и филиалов во всём мире. Она считает, что новые проекты фонда «Русский мир» укрепят позиции русского языка в мире. В настоящее время большой интерес к русскому языку, продолжила она, проявляет Китай. «Мы убеждены, что планета обязательно заговорит по-русски», - воскликнула Людмила Вербицкая.

Со своей стороны Вячеслав Никонов отметил большое историческое значение принятия Русью христианства и письменности из Византии. «Мы приняли христианство и приняли грамотность от самой развитой страны того времени. Это счастливая судьба», — выразил уверенность он. «1150 лет назад Кирилл и Мефодий ввели алфавит, которым мы пользуемся до сих пор. С этим алфавитом пришла не только грамотность, не только письменность, но и Слово Божие, Литургия, иконопись, фреска, мозаика, богословие, богословие. Пришла Культура», - считает председатель правления фонда «Русский мир». По его данным, сегодня на русском языке говорит больше людей, чем жило на земле 1150 лет назад.

Затем специальный представитель Президента России по культуре Михаил Швыдкой зачитал приветствие Владимира Путина. «На протяжении веков русский язык был не просто средством общения, но и источником сохранения национальной и культурной идентичности. Скреплял единое духовное, историческое пространство - весь Русский мир», - говорится в поздравительном адресе.

Приветствие премьер-министра России Дмитрия Медведева огласил руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), член попечительского совета фонда «Русский мир» Константин Косачёв. «Русский язык – это живой организм, - отмечает глава правительства. - Умение отражать быстро меняющуюся реальность – важное свойство языка, и нам с его помощью удаётся, сохраняя традиции, становиться более современными и открытыми миру. Сегодня на русском заключаются важные национальные и международные соглашения, ведутся межгосударственные переговоры. Наша родная речь звучит на всех континентах».

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла зачитал ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Петергофский Амвросий. «Значение трудов Солунских братьев для становления и развития всего Русского мира поистине огромно: создав азбуку, переведя на славянский язык Священное Писание, положив начало переводу богослужебных книг и формированию письменной культуры, они тем самым во многом определили духовный путь народов исторической Руси и передали им великое сокровище православной веры. Благодаря деяниям святых Кирилла и Мефодия славяне получили возможность войти в живое взаимодействие с христианскими странами, приобщиться к их традициям, основанным на евангельских идеалах, стать, по слову апостола Павла, не чужими и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу (см. Еф. 2:19)», - говорится в Патриаршем приветствии.

Затем состоялось подведение итогов международного молодёжного конкурса «Слово за нами!», посвящённого 1150-летию славянской письменности, и награждение победителей. Торжественное открытие Ассамблеи завершилось выступлением ансамбля «Калинка» (Уругвай).

Также прошла панельная дискуссия «Год славянской письменности».

Вячеслав Никонов заявил, что деятельность Кирилла и Мефодия оказала колоссальное влияние на нашу страну, ее культурную и духовную жизнь. Она также имеет геополитическое значение.

Директор Института научной информации по общественным наукам РАН Юрий Пивоваров считает, что «создание славянской письменности святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием стало своеобразной отправной точкой. Тем моментом, с которого Россия начинает быть полноправной наследницей великой Византии. Византия была в то время классической империей, и мы стали наследниками этого богатства. Система взаимоотношений государства и общества, которую Россия во многом унаследовала от Византии, определила судьбу взаимоотношений, в частности, Церкви и государства. Чего, к слову, не было в Риме. Концепция "Мы хотим жить по правде" стала фундаментальной для развития русского государства».

«Роль русского языка в русской истории неоценима. Можно даже сказать, что русская история — это орудие русского языка. Русский язык и литература — это то, что не смогли уничтожить большевики, уничтожившие на время даже название страны, превратив её в аббревиатуры "СССР" и "РСФСР". Но именно невозможность уничтожения языка, литературы, а как следствие — невозможность уничтожения русского самосознания и способствует возрождению России в последние годы. Не случайно в блокадном городе, посреди жутчайшей войны Ахматова говорит не о победе над врагом, не о спасении армии или промышленности. Анна Андреевна понимает то главное, что надо спасти — русский язык», - продолжил он.

Епископ Петергофский Амвросий отмечает, что «создание славянской письменности положило начало появлению богатой славянской христианской культуры и очень важно, что сама письменность и ее введение сопровождалось именно христианской проповедью. Наверное, стоит отметить, что тогда эта христианская проповедь была обусловлена неким заказом со стороны государств, она была востребована такими странами как Болгария, Чехия, Польша, Русь, Скандинавия. И поэтому деятельность Равноапостольных братьев проходила в достаточно благоприятных условиях. Эти благоприятные условия мы и сейчас можем наблюдать в разных странах, когда русская культура, русская речь действительно являются востребованными, и необходимо пользоваться этими условиями. Мне бы хотелось отметить следующий момент – миссия равноапостольных Кирилла и Мефодия, несмотря на государственный заказ, проходила, тем не менее, вне политики».

«Святые братья смогли удивительным образом пройти между непониманием и конфликтами между высшими представителями церковной власти Востока и Запада. Они нашли возможность и сохранить хорошее отношение к себе в Византии, и оставить благоприятное впечатление в Риме. Таким образом, они стали воплощением идеала христианского общения вне политики. И сейчас мы видим, что именно христианская культура позволяет людям, несмотря на существующие между государствами политические разногласия и экономические нестыковки, общаться совершенно цивилизованно, совершенно по-братски, искренне. Дмитрий Сергеевич Лихачев на этот счет говорил, что раннее христианство в проповеди Кирилла (Константина) и Мефодия и их учеников, не было омрачено попытками установить чье бы то ни было политическое господство. Надо сказать, что Кирилл и Мефодий как раз для этого приносили не просто византийские традиции, они достаточно грамотно осуществляли синтез лучших церковных традиций как Запада, так и Востока. И вот эта попытка своеобразного синтеза западной и восточной христианской традиции позволила дать новообразованной христианской славянской культуре самое лучшее, поскольку и сама славянская культура являлась некоей пограничной культурой. Если учесть те процессы, которые происходили на Балканах в IX веке, то мы увидим, как мудро равноапостольные братья осуществляли этот синтез. Например, молитва «Отче наш» оказалась переведенной на славянский язык именно с латыни, а некоторые церковно-славянские тексты записывались латинскими буквами. И думается, что формулировка проблемы в письме князю Ростиславу Папы Адриана, где славянский язык не упраздняет богослужебное использование латыни, а лишь дополняет его, возможно, была подсказана самими равноапостольными братьями. Поэтому деятельность Кирилла и Мефодия должна рассматриваться как прекрасный урок, пример синтеза лучшего из западной и восточной традиции, западной и восточной культуры, в том числе и церковной», - полагает иерарх.

Михаил Швыдкой считает, что «русский язык и русская культура развивались и были определённые точки, когда она кардинально менялась. Мы должны помнить, что славянство был большой мир и русский мир был с ним связан. Понятие славянский мир - понятие гораздо больше, чем русский мир». «Русская культура и русская литература обособились в 17 веке, - продолжил он. - Русская литература - великий смысл русской истории. У нас есть романы Толстого и Достоевского. Там всё написано. Чем живёт русский человек, в чём его смысл. Конечно, в начале было слово. Но важно понять, как это слово отзовётся в истории. За последнии 20 лет русский язык подвергался различным притеснениям. Для многих национальных государств, которые образовались на постсоветском пространстве, был вопрос о языке. Поэтому эти 20 лет для русского языка это время колоссальных испытаний и превращение вопроса русского языка в политический. Сократился ареал использования русского языка». «Как известно, славянский мир разделён конфессионально, однако культурный код, по-моему, гораздо глубже и именно он объединяет все наши народы», - уверен он.

По мнению же Константина Косачёва, то, что «сегодня вспоминается 1150-летие создания славянской письменности, глубоко символично. Тогда к нам вместе пришло и слово, и вера». Он считает, что «столько, сколько сейчас делается для поддержания русского языка, не делалось никогда! Стремление изменить ситуацию к лучшему дало первые ростки. Еще три года назад графики распространения русского языка были достаточно пессимистичны. Сегодня ситуация меняется. Русский стал вторым по распространённости в Интернете. Кроме того, он первый по распространённости в Европе. Один из основных языков многих международных организаций. Так что мир уже заговорил на русском языке!» «Мне представляется, что будущее русского языка может быть только как мирового языка, как дополнительного конкурентного преимущества», - подчеркнул политик.

Посол Сербии в России Славенко Терзич заявил, что «русская культура является движущей силой всего славянского мира. Влияние России на Сербию очень велико. Я с сожалением должен признать, что борьба между Римом и Византией продолжается до сих пор». По его словам, «славянский мир всегда был открыт для влияния. Мы не можем говорить о столкновении цивилизаций. Мы должны говорить о встречи цивилизаций. У нас достаточно своих ценностей для того, чтобы вести диалог с другими культурами. Но многие страны понимают диалог как навязывание своих идей. Особенно это видно на Балканах. В настоящее время важен процесс славянской культурной интеграции. Философия славянской взаимности сегодня актуальна как никогда. Мы - славянские народы - плохо знаем друг друга. В Сербии, например, кроме Карамзина, не переведена ни одна история России. Мы должны учить языки друг друда. Сейчас, благодаря в том числе популярности В. Путина, наша молодёжь начала учить русский язык».

«Какая судьба кириллицы сегодня? – задался вопросом сербский посол. - В России она еще существует. Но балканские страны уже отказываются от этого алфавита! Те страны, которые испокон веков писали на кириллице, отказываются от неё!» А между тем, отметил он, кириллица - важная часть идентичности всех славян.

Первый заместитель председателя Международного совета российских соотечественников Никита Лобанов-Ростовский заявил, что мы должны гордиться русским языком и русской литературой. «В русском языке не только глаголы склоняются, но и существительные и прилагательные сочетаются. Поэтому русский текст читается гладко. Наш язык чёткий и понятный. Мы должны приложить все усилия, чтобы нашу великую литературу читали на русском языке!» - призвал он. Лобанов-Ростовский заявил, что на хорошем русском языке пишет Борис Акунин.

В ответ на эту реплику Вячеслав Никонов отметил, что в Союзе писателей России Акунина вообще даже за писателя не считают. Михаил Швыдкой, в свою очередь, заявил, что «у нас 11 союзов писателей. Это отражает то состояние умов, которое не позволяет говорить о доминирующей государственной идеологии».

Директор Института российской истории РАН Юрий Петров заявил, что «выбор Византии для Руси в качестве примера был однозначен». «призвание Рюрика - это был важный момент политического зарождения. Создание кириллической письменности стал важным моментом этногенеза. До этого момента мы ничего не можем сказать о том, какими знаками пользовались наши предки. Именно благодаря письменности мы можем говорить о становлении народа», - считает историк. По его словам, «благодаря найденным берестовым грамотам мы можем видеть, как наши предки общались по средствам кириллического письма на самые обыденные темы: это и любовная переписка, и бытовые какие-то заметки и долговые записки». Свое выступление он завершил рассуждениями о создании единого учебника истории России. Он отметил, что в поручении Президента подчёркнуто, что учебник должен быть написан на хорошем русском языке.

Далее состоялось обсуждение призыва Президент России Владимира Путина к поиску национальной идеи.

Вячеслав Никонов считает, что за историю России сменилось несколько национальных идей. Первой национальной идеей была концепции «Москва – Третий Рим». Согласно этой идеи, Россия после падения Византии должна стать центром Православия. Эта концепции, отметил он, надолго стала национальной идей. Затем появилась Уваровская триада – Православие, Самодержавие, Народность. Ее сменил коммунизм. «В настоящее время многие спрашивают, в чем идея России», - отметил он, добавив, что Россия испытывает кризис идентичности. По его мнению, нашей стране нужна сплачивающая идея. Именно идея, а не государственная идеология, которая запрещается Конституцией РФ.

Директор Института научной информации по общественным наукам РАН Юрий Пивоваров, обращаясь к В.Никонову, сказал: «Вы совершенно верно обозначили, что на протяжении своей истории имела три такие идеи: 1 - Москва-Третий Рим; 2 - самодержавия; 3 - советская. При этом каждая из них позволила России подняться на новый уровень. В настоящее время создание общегосударственной идеи приведёт к гибели нашей стране. Наше государство достигло совершеннолетия и оно будет равняться на закон и Конституцию. Еще раз подчеркну, попытка создания общегосударственной идеи приведёт к гибели нашей страны. У нас есть русский язык и русская литература. Это определяет нашу идентичность». По его мнению, последней версией концепции Третьего Рима стал Третий Рейх. Пивоваров несколько раз повторил, что Конституция РФ запрещает государственную идеологию.

Вячеслав Никонов отметил, что национальная идея и национальная идеология – это не одно и то же.

Никита Лобанов-Ростовский считает, что «идеологии или государственные принципы недолговечны, а государственные идеи живут долго. Думаю, именно из этого исходил Владимир Путин, когда предложил выработать такую государственную идею, которая бы могла сплотить граждан. Мы должны поддержать Путина в этом начинании».

Вячеслав Никонов отметил, что некоторые считают, что национальной идеей России может стать Православие.

Епископ Амвросий полагает, что «в нашем обществе надо сделать модными нравственные ценности, которые сейчас искажаются. Мы видим, как на Западе искажаются эти ценности. Для развития русского мира необходимо, чтобы именно нравственные ценности стали основополагающими». На первое место, считает владыка, должны быть выдвинуты традиционные нравственные ценности, общие для всех традиционных религий России.

По словам Михаила Швыдкого, «есть несколько проблем, которые нам необходимо решать. Нам необходимо перестать относиться к русскому народу как к биологической бесконечности. Нам нужно относиться к каждому гражданину как бесконечной ценности. Сейчас у нас нет столько людей, которые позволили провести петровские реформы и выиграть Великую Отечественную войну. Нам нужно сохранить этнос в истории. Нам нужно понять, что русский язык, русская культура должны существовать не только в ближайшие десятилетия, но и дольше. Сохранение национального этноса сегодня должно стать национальной идеей». «Надо понимать, что успешное государство - это в том числе это государство, устремлённое в будущее. Страна, которая видит перспективу, а не просто гордится своим великим прошлым, имеет больше шансов на выживание», - считает он.

Константин Косачёв заявил, что поручение Президента по выработке национальной идеи «находится на стадии исполнения и окончания этой работы пока не видно». «Нам не хватает нравственного закона внутри нас. Недавно я ехал поездом в Хельсинки. На нашей территории мусор лежит вдоль заборов, а на той стороне - всё чисто. Можно говорить, что у нас просто не налажена работа ЖКХ. Но можно говорить о том, что для кого-то просто немыслимо то, что рядом с его забором лежит мусор, а для другого это приемлемо. По-моему необходимо менять что-то внутри людей, а не на законодательном уровне», - полагает он.

Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин считает, что «идея выживания не может быть национальной идеей и ведёт к гибели». По его словам, в наличии государственной идеологии нет ничего плохого.

Сегодня VII Ассамблея Русского мира продолжила свою работу. В рамках форума состоялись круглые столы и встречи.

Русская народная линия

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

logoТарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат

Сайт создан по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия
  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru