joomplu:6380
joomplu:5094

Духовные скрепы и 400-летие дома Романовых

Святая семья Царственных мучеников «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились»-сказано в Послании В.В.Путина Федеральному Собранию. После того, как президент сказал о духовных скрепах в Интернете началось настоящее словесное землетрясение.
 
Предлагаем вниманию читателей доклад, подготовленный для озвучивания на Романовских Чтениях, посвященных 400-летию Дома Романовых (1613-2013 годы), Екатеринбург - Далматово: Уральский государственный экономический университет - Далматовский Свято-Успенский монастырь
 
I. В летопись страны, историю российской государственности органично вплетается 400-летие Дома Романовых. Развернутая оценка его значимости дана Святейшим Патриархом Кириллом: «Вне зависимости от отношения людей к монархии, к возможности ее восстановления в нынешнее время, сам факт 400-летия дает нам возможность проанализировать историю; с благодарностью вспомнить труды тех, кто возглавлял Русское государство, великие достижения в освоении земель, в создании огромной государственной инфраструктуры, включая транспортную инфраструктуру, в развитии науки, искусства, промышленности. Ведь достаточно сказать, что накануне Первой мировой войны Россия была почти на втором месте по уровню ВВП в мире, и если бы не военные события, то, несомненно, достигла бы этого второго места. Все это свидетельствует о том, что государи внесли действительно огромный вклад в развитие нашей страны, и празднование естественно. Празднование не будет иметь государственного статуса, но это важная историческая дата, и Церковь отметила ее - 6 марта в Успенском соборе Кремля была совершена торжественная Литургия, на которой мы вспоминали всех Романовых, начиная от Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича - великого собирателя земли Русской, Петра I и до святого страстотерпца Николая II. Мы молитвенно вспоминали этих людей, с благодарностью к Богу об их трудах и с молитвой, чтобы Господь упокоил души их в селениях праведных».

Юбилейной дате посвящены и наши Романовские Чтения. Они проводятся в духовной столице Зауралья - в Свято-Успенском Далматовском монастыре. Прошедшие столетия и, особенно - двадцатый век, наполнены поворотными социально созидательными и драматическими событиями. Мы единодушны в понимании особой значимости юбилея."Юбилей, - в понимании И.А. Ильина, - веха общенародная. Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве, не только в его грехах и падениях, но в его доброте, в его доблести, в его подвигах". Он состоит в необходимости приобщения к подлинной истории нашего народа, его духовно-нравственным корням и культуре, историческому опыту самостояния, государственного и социального устроения, национального своеобразия и исторического призвания России. Чтобы понять самих себя и консолидироваться для достойного будущего народа, родной страны и нашего государства,следует выделить главное, духовно-нравственное значение юбилея, придать ему социальное и просветительское наполнение. Президент России В.В. Путин в Послании к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул необходимость восстановить связь времен и связать в единое целое разные периоды российской истории. В стратегическом видении необходим весь исторический масштаб народного самобытия и государственного самостояния России. Требуется максимально широкое духовное и социально-экономическое основание в понимании и оценке сквозных линий и сущностных черт самого пути Руси. Нельзя разрывать в своем беспамятстве и отступничестве живую духовную и культурно-историческую нить самобытия народа, связность и непрерывность его истории. Жалкими потугами выглядят попытки «Суда времени» и «Исторического процесса», затеянными нынешними фальсификаторами вроде Сванидзе и иже с ним. Безвременье не вправе и не в состоянии правдиво судить историческое время! Резонансные теледебаты по историческому процессу всегда заканчиваются разгромным счетом и очередным позором их организаторов. Современной историографии присуще странное сочетание фактологической полноты, тщательности и мышиной кропотливости с удивительной концептуальной бескрылостью, беспомощностью, своеобразным «мировоззренческим инфантилизмом». Такое понимание русской истории кроется в безверии, в концентрации внимания на проявлениях зла, анархии и произвола, присущих, якобы, по самой природе русскому человеку. Иная позиция заключается в духовном постижении и понимании русской истории как «промыслительного Божьего попечения о России». События здесь происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям». Они свидетельствуют о том, что историю определяют не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. Ключ к пониманию русской жизни лежит в области духовного постижения. Общественное развитие определяется духовным состоянием человека, его души, его совести. Если вникнуть в глубину и корень практически каждого значимого социального явления, в потребности, интересы и самую мотивацию поведения людей, то можно усмотреть, что именно духовное выступает его базисным и первичным основанием. Такой подход получил отражение в Послании В.В.Путина Федеральному Собранию: «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». После того, как президент сказал о духовных скрепах в Интернете началось настоящее словесное землетрясение. В непрекращающемся информационном шуме теряется, а подчас и извращается истинный смысл этого высокого понятия. Одним оно представляется чисто техническим средством. Другие посчитали «духовные скрепы» выдумкой политтехнологов, как «развитой социализм», «перестройка», «россияне» и т.п., или симулякром для управления народом. «Новая Газета» разразилась даже ерническими виршами «белоленточника» Д.Быкова «Духовные скрепы! Какими их видят? Догадки нелепы». Это говорит о глубинном провале, базовом упущении и деформации всего строя жизни общества и человека. Человек существует не с нуля. Он имеет начало как Богоподобное существо. Главное в человеке дух, его духовное состояние. В нем он живет главными и благородными силами и устремлениями. Как заложить духовно-нравственный вектор в образование и воспитание, в труд и хозяйство, во все сферы жизнедеятельности общества и человека? Как преодолеть дефицит совести, самый блокирующий фактор социального и экономического развития?Камнем преткновения при этом во многом остаётся сложность определения феномена духовности посредством только рациональных процедур. Что такое дух, духовность? Духовность - одна! Нет ее мирской или монашеской, светской или религиозной. Дух - это по Аристотелю «энтелехия, или душа души», по Платону «крылья души». Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата характеризуется определение духа в трудах И.А.Ильина (1883-1954). Дух предстает по Ильину «... как потребность священного и как радость верного ранга...как дар молитвы, как силу поющего сердца и как жилище совести...как месторождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры. В действительности дух есть -все это сразу». Главное - это проникнуть в религиозный, философский, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа. «Человек, испытывающий свое предстояние Богу, свое достоинство и свою ответственность, несет в себе живую волю к Совершенству. Дух можно было бы определить как волю к Совершенству - а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире». (Ильин И.А. Собрание сочинений: Аксиомы религиозного опыта. Том 1. - М.: Русская книга, 2002. С.35-36.) Ильин утверждает духовное достояние Отечества как «постигнутый... народом лик Божества». Выход из тисков затяжного и разрушительного кризиса потребует не столько внешних преобразований, сколько внутреннего, душевно-духовного преображения человека.

Славное имя великого сына России - Ивана Александровича Ильина, его творческое наследие и продуманные заветы с полным основанием и по праву занимают особое место в нашей духовной сокровищнице. Они единят все нравственно здоровые силы России духовным, социальным и общегражданским согласием в верности исторического пути народа - пути Святой Руси. Философия совершенства И.А.Ильина стала вершинным достижением и завершающим аккордом отечественной мысли двадцатого столетия. В своей сути - это завещанный нам идеал-реализм. (См. «Вехи»). И он должен быть положен в основу постижения общества и человека, государства, экономического и социального устроения жизни. Ее одухотворения.

II. Вся история российской государственности, начиная с рождения Древнерусского государства 21 сентября 862 года, по сути и форме своей является монархической. За исключением кратких исторических периодов и отдельных социально-территориальных лакун Россия, собственно, никогда не уходила от монархического типа правления - великокняжеского, царского или императорского. 304 года правления династии Романовых стало продолжением царского служения Родине и народу. Отступление от него ввергало страну в «смутные» времена всевластия «семибоярщины начала XVII века, охлократического и анархического разлива периода гражданской войны, «семибанкирщины» в лихие 90-е годы ушедшего столетия. И все они заканчивались потрясением устоев государственности, распадом, расчленением страны. Непомерной социальной и человеческой платой за свое беспамятство, за свое буйство, как говорится в народе «без царя в голове». Истины ради следует сказать, что и отдельные монархи нередко оказывались не на высоте богоданного им высокого положения, что приводило к вырождению или пресечению династии. Вокруг трона всегда плелись интриги, свершались кровавые дворцовые перевороты, дела в государстве вершили фавориты и чужеземцы. Монархия была чревата и тираническим началом, и другими изъянами, когда в своей исторической канве отступала и изменяла идеалу, сути и принципу своего назначения. Трагические ошибки династии Романовых, совершались тогда, когда они отдалялись от своего народа, переставали понимать его чаяния и стремления. Все великие свершения были плодом единения власти и народа. Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим. 13:1) пишет: «Несть власть, аще не от Бога: все же сущие власти от Бога учинены суть». Это означает, что подлинная и истинная державность, государственность и власть (не существующие, а сущие!) должны отвечать по своей сути Божественным установлениям и повелениям русской истории, отвечать высшим духовно-нравственным смыслам служения Богу, своему народу и Отечеству. Такая власть зиждется на духовной основе, на «камне» святости. И тогда вертикаль власти не будет уходить в зыбкую топь административно-бюрократического построения, тупики прагматизма и ситуативного реагирования. В акте призвания Романовых проявилось подлинное народное единство и истинное самоуправление, а не навязывание власти партий. Ему предшествовало создание Совета всея Земли. Механизм самоуправления зиждется на духовной скрепе соборности. Из соучастия вытекает солидарность, сочувствие, сострадание. Сейчас люди ощущают, что от них ничего не зависит или зависит очень мало. И это парализует гражданскую активность людей.

В Обращении Главы Дома Романовых Великой Княгини Марии Владимировны к Соотечественникам о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской Государственности 17 февраля/1 марта 2012 года в день 400-летия страдальческой кончины Священномученика Патриарха Гермогена декларируется:«Нам необходимо глубоко проникнуться мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего великого многострадального Народа. В первую и главную очередь - это не чествование династии, иерархов, военачальников, дипломатов и аристократов, сколь бы ни был весом их вклад в общенациональную борьбу, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых людей - крестьян, горожан, монахов, служилых дворян и казаков, с Божией помощью освободивших и возродивших нашу страну. Оценивая жизненный путь святых и героев прошлого, все мы должны понять, что и сегодня нам необходимо научиться находить не то, что разобщает, а то, что сближает нас, уважать, слышать и понимать друг друга, не изощряться во взаимных обвинениях, а совместно искать пути преодоления трудностей и бедствий». Современное общество глубоко расколото по десяткам направлений и позициям экономического, социального, политического, регионального, идеологического и другого характера. Думается, что всуе задаваться вопросом, а кто взрывает наше единство? Сознание людей целенаправленно вводится в состояние гипнотической податливости чуждым духовно-нравственным и мировоззренческим позициям, ввергается в бездну ценностного плюрализма, аксиологического релятивизма и редукционизма. Образование не выходит из тисков глубокого кризиса, разрушительного плюрализма, духовно-мировоззренческой неопределенности, идеологической всеядности, расколотости общественного и индивидуального сознания, ценностного релятивизма, редукционизма, гипнотической податливости инородным и чуждым манипуляциям. Плюрализм допустим на рынке. Но не в голове и сознании человека. Если внутренний духовный мир человека расколот, это клинический случай. В медицине он диагностируется шизофренией. В обществоведении же плюрализм называется «наукой» и таковой вносится в образование.

Нельзя обойти вниманием социальный вопрос, в глубоком его смысле. Всплески его ярко высвечены в современных общественных движениях и протестных акциях типа «Захвати Уолл-стрит», «99 против одного», «Нет капитализму», охвативших многие страны мира. Протестные акции имеет место и в России. Формируются все новые зоны общественного противостояния. Они вызваны обострением социально-трудовых отношений, вопиющим беспределом в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Даже введение нового поясного времени послужило поводом волнений. Спрашивается, кто вносит смуту, раскол и вызывает противостояние в обществе: ВЫ? МЫ? ОНИ?

В культуре и науке, образовании и воспитании конкурируют целенаправленно навязываемые обществу противоположные ценностные установки, взаимоисключающие духовное единение народа. Либерально-демократический стандарт жизни утверждает искаженный идеал свободы как высшей, абсолютной, непререкаемой и универсальной ценности. В образовании это воспринимается в качестве исходного основания ложной идеи человекобожия, его бесконечности. Любое «смирение» или ограничение самодостаточности личности считается слабостью души и воспринимается как покушение на свободу человека. Истоки такой гордыни и ложной самоуверенности коренятся в абсолютизации свободы как непререкаемой ценности. Конечно, дух без свободы гаснет, но и свобода без духа разнуздывается. Свобода греха и свобода от совести - худший вид рабства человека. «Свободы полной, тотальной, абсолютной нет и быть не может... Можно только благодарить Бога за то, что такая свобода не дана человеку. На самом же деле свобода есть сила и искусство человека определять себя самого и свою жизнь к духовности согласно своему предстоянию, своему призванию и своей ответственности». (Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи и речи 1948-1954 годов. В 2-х т. М.: МП «Рароч», 1992. С. 265.)

Определенными общественными силами как внутри страны, так и за ее пределами, России навязывается путь углубления раскола. Сообщения средств массовой информации звучат как сводки с театра военных действий, навязывают представление о каскаде нарастающих катастроф. Создается впечатление, что идет война, правда, не объявленная. А линия фронта пролегает в войне с народом, молодежью, будущим страны. После очередных трагических событий вновь всуе звучит призыв к единству. Но встает законный вопрос: кто мешает единению? Следует напомнить слова Спасителя по Евангелию от Матфея: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Давайте зададимся по существу, во всей своей глубине и полноте вопросом: какое основание имеется сегодня, применительно к современным реалиям для всенародного единства? Что служит основанием патриотизма, нравственности, совести? Основанием формирования мировоззренческих позиций и убеждений, гражданской активности? Основанием трудового воспитания? Основанием всех других направлений воспитания молодежи?...

Анатолий  Ветошкин, Русская народная линия
400 лет Династии Романовых / 05.06.2013

Святое семейство Царственых мучеников21

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии