joomplu:6380
joomplu:5094

Выступление владыки Савватия на межрегиональной научно-практической конференции

Владыка Савватий10 марта 2016 года в городе Омске по благословению главы Омской Митрополии митрополита Омского и Таврического Владимира состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 300-летию основания города Омска «Православие в Омском Прииртышье: история и современность».

В работе конференции приняли участие более двухсот человек, среди которых священноначалие епархий Омской митрополии, сотрудники синодальных отделов и преподаватели духовного училища Омской митрополии, представители научного и педагогического сообществ, органов власти разных уровней, общественных организаций и учреждений культуры города Омска и Омской области.

Главная цель межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию основания города Омска «Православие в Омском Прииртышье: история и современность»: объединение усилий государственных, церковных и общественных организаций в изучении истории становления Православной Церкви в Омском Прииртышье, подвижнической деятельности выдающихся государственных мужей и церковных иерархов.

Рассматривая поэтапно богатую историю Омского Прииртышья, участники отметили необходимость дальнейшего изучения всех исторических фактов, связанных со становлением Православия. Многие вопросы становления Православия на сибирской земле требуют дальнейшего, более комплексного исследования. Например, недостаточно изученным является период репрессий 20-х–40-х годов, до сих пор не известны подробности жизни осужденных и мученически погибших священнослужителей Русской Православной Церкви в те годы.

C докладами выступили:

  • епископ Тарский и Тюкалинский Савватий на тему: «Исторические очерки города Тары»;
  • "Как говорит наш Президент, ни одно общество не может существовать без трех вещей: без материнства и детства, без осознания достижений истории и культуры и без религиозных ценностей. Очень важно углубляться в историю, ведь, как говорили классики, вектор в будущее нужно проводить из прошлого через настоящее. Я не историк, но позвольте мне высказать несколько впечатлений – как нам видится история из Тары. В Таре был кремль, вокруг которого был двойной острог. Днем окончания строительства Кремля считается день освящения Успенской церкви. И с этого времени Тара стала  значимым городом. В Сибири  многие не любили Тару, потому что она снабжалась особенно повышено. Это было связано с тем, что Тара непрестанно воевала. Историки говорят, что если не каждый год, то через год были приступы. Земля тарская  усеяна  ядрами, пулями, стрелами и наконечниками копий. Кремль несколько раз горел, но не разу небыл взят. Когда очередной раз сгорел Тарский Кремль, в 1801 году было принято решение его восстановить, т.е. через двести лет сохранялось военное значение Тарского Кремля. Множество событий из истории Тары могли бы быть поучительны для нашей молодежи и для нас с вами. Расскажу только об одном. Вы знаете, что преподобный Сергий Радонежский благословил святого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле положить начало освобождения от татаро-монгольской орды. Так вот, окончание этого дела – совершилось на Ирменском поле тарскими воинами во главе с воеводой князем Андреем Матвеевичем Воейковым с четырюстами воинами разбил пятьсот кучумовских всадников. В Новосибирске на том месте поставлен памятник и мемориал. Там каждый год собираются патриоты, вспоминая победу над Кучумом великих тарских войнов под предводительством князя Воейкова. Очень интересен сам род Воейковых. Они пришли из-за рубежа, как сказано в летописях к благоверному князю Дмитрию Донскому. С того времени этот род прослеживается даже до нынешних времен.  Известно, что командующим танковыми войсками украинского фронта был Воейков. В основном они были воеводами. Но среди монахов чёрной сотни, защищавших Троице-Сергиеву Лавру, прославился подвигами монах Сергий Воейков. Был также игумен Воейков. И мы видим, что те, кто пришел помогать Дмитрию Донскому на Куликовском поле, окончили это дело в Сибири на Ирменском поле. Интересно, что среди воинов тарских было много местных татар. И получается, что местные татары приняли активное учасие в победе над кучумовскими всадниками. В результате к Успенской церкви Тарского кремля был пристроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Очевидно было потомку славного рода Воейкову, что преподобный Сергий, благословивший воинов на Куликовом поле, молитвенно помог победить последнего чингизида - Кучума и воиско Сибирского ханства на Ирменском поле. Казаки сохранили предание об этой славной победе и возможно потому,  когда строили Омскую крепость ещё южнее, на 300 километров ближе к степным ордам, это стало причиной того, почему первый храм в Омске был освящен именно в честь прп. Сергия Радонежского.

    История Тары интересна не только подвигами столетней войны, но и самими жителями: какой был дух у тарчан. Представьте,  в Таре 3,5 тысяч жителей, не имея современной техники, построили шесть  огромных, до сорока метров храмов, таких как в Омске Рождественский собор на левом берегу. Кирпичи делали сами, известь возили по реке, один раз даже утопили. Жители построили шесть  огромных церквей и пятнадцать часовен. Это говорит не только о религиозности, но и о могучих способностях: на супротив наших, один за сотню. Такая же сила духа наблюдается и в гражданском домостроительстве, и в предпринимательстве. Известно, что самые богатые люди в Сибири жили в Таре и они не заботились о том, чтобы жить роскошно. Иной раз они жили даже не в самой Таре, а в ее окрестностях. Так, один купец, имевший магазины в Китае, в Москве, Санкт-Петербурге, а сам жил в  Могильно-Посельском.

    Наши сельчане производили продукцию, которая на европейских выставках занимала призовые места. Когда собирались на ярмарку, с юга приезжали на верблюдах, с севера на оленях.  На баржах плавали в Тару от устья реки Тары до Европы по тому Северному пути, который только сейчас начинают освоить. И сам дух этих купцов был особенный: они множество зданий передавали для гражданского общества.  Например, большое каменное здание медучилища было подарено купцами, чтобы оно использовалась в медицинских целях, и даже при Советской власти этот завет был ненарушаем. Известен факт, что один купец построил большой трёхэтажный дом, в одной половине которого располажил банк, а в другой – сиропитательный дом для детей сирот. Мы где-нибудь  видели с вами, чтобы в одном здании строили банк и детский дом? А у нас в то время это было возможно. У русского человека, у русского предпринимателя такое отношение было, и он заботился особенно о благотворительности церквам и содержании священников, потому, что в России даже урожай ростит не земля, а небо.

    Также в Таре и монашество зарождалось. Во время войны погибали казаки, и жены, храня верность своим мужьям, не желали снова выходить замуж, хотя женщин в городе было мало. И вот некоторые из этих жен шли в монастырь, что бы молиться о своих любимых мужьях, погибших воинах. Так и нам с вами нужно хранить любовь, хранить верность к вершителям великой истории колыбели Омской области, изучать историю и хранить традиции ими заложенные. И на этих основах русской духовности строить современную жизнь гражданского общества, а  служащим в церкви не ослабевать в проповеди веры православной в которой этим славным традициям утверждение."


    Б о р и с
    (стоя на подножье)
    Соизволеньем божиим и волей
    Соборной Думы - не моим хотеньем -
    Я на престол царей и самодержцев
    Всея Руси вступаю днесь. Всевышний
    Да укрепит мой ум и даст мне силы
    На трудный долг! Да просветит меня,
    Чтобы бразды, мне русскою землею
    Врученные, достойно я держал,
    Чтобы царил я праведно и мудро,
    На тишину Руси, как царь Феодор,
    На страх врагам, как грозный Иоанн!
    (Садится на престол.)



    Царевич Федор садится по его правую руку.


    В о е й к о в
    (опускаясь на колени)
    Великий царь! Господь тебя услышал:
    Твои враги разбиты в пух и npax!
    Воейков я, твой Тарский воевода,
    Тебе привезший радостную весть,
    Что хан Кучум, свирепый царь сибирский,
    На Русь восстать дерзнувший мятежом,
    Бежал от нас в кровопролитной битве
    И пал от рук ногайских мурз. Сибирь,
    Твоей опять покорная державе,
    Тебе навек всецело бьет челом!

    С сайта: http://tara.bibliowiki.ru/31-aleksei-tolstoi-tozhe-pisal-o-tare.html

  • игумен Зосима (Балин), наместник Свято-Никольского мужского монастыря – «Омское монашество. Путь возрождения»;
  • Александр Жук, доцент кафедры теологии и мировых культур Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского – «Православие на Омской земле до основания Омска»;
  • протоиерей Димитрий Олихов, ректор Омского Епархиального Духовного училища – «Деятельность архиепископа Ермогена (Голубева) на Омской кафедре в 1962-1963 гг.»;
  • иерей Вячеслав Суховецкий, председатель отдела по канонизации святых Омской епархии – «Архиепископ Кассиан Новосибирский и Барнаульский, временно Управляющий Омской епархией»;
  • Геннадий Крамор, методист по научно-просветительской деятельности Культурного центра П.П. Ершова – «Святыня Русского Зарубежья из Омска (Судьба списка Абалакской иконы из Успенского кафедрального собора).

 Видеозапись выступления владыки Савватия мы предлагаем вашему вниманию.

Использованы материалы с сайта Омской епархии

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии