joomplu:6380
joomplu:5094

19-21-го февраля в Таре пройдет IV ФЕСТИВАЛЬ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕНИЯ

2016020819-21-го февраля в Таре в рамках 4-го Фестиваля культуры Святой Руси пройдет IV ФЕСТИВАЛь ДРЕВНЕРУССКОГО  ПЕНИЯ. В этом году в фестивале примут участие представители из Москвы. Традиционно в фестивале принимают участие представители Новосибирской, Екатеринбургской, Тобольской и Омской митрополий.   Древнерусское певческое искусство - это основное, практически единственное проявление музыкальной культуры на Руси в период от принятия Христианства до конца XVII века.

Певческое искусство этого периода - богослужебное пение (за крайне редким исключением). Естественно, существовала и внецерковная, в том числе языческая культура, включавшая в себя игру на музыкальных инструментах.

ПОЛОЖЕНИЕ О IV ТАРСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ДРЕВНЕРУССКОГО  ПЕНИЯ

Исторический экскурс

После крещения Руси не могла не появиться проблема правильного совершения богослужения, в частности, и в вопросе пения: первое время почти весь клир состоял из греков, которые были направлены к нам для помощи в устроении церковной жизни. Естественно, что и пение с собой они принесли византийское. Но очень скоро параллельно с византийским пением (которое с некоторыми изменениями просуществовало на Руси до нач. XIV века под названием "кондакарного") появилось пение русское: это был знаменный, или, как ещё его называли, столповой роспев.

 В период с XII по нач. XVIII века знаменный роспев в был основным стилем богослужебного пения. 600 с лишним лет - это колоссальный срок для культурного явления, которому просто нет равных как по устойчивости стиля (знаменный роспев претерпел за это время относительно небольшие изменения), так и по продолжительности существования! Все эти факты свидетельствуют о том, что знаменный роспев идеально подходил для богослужения прежде всего как пение молитвенное; пение, веками отточенное во всех своих деталях; пение, где каждый звук был доведён до совершенства. Определяющим для этого было церковное, богослужебное сознание русских православных людей.

Церковные песнопения были «положены на знамя» – то есть на своеобразное нотное письмо. Тем самым к изустной традиции передачи музыкальных знаний и практики добавилась письменная.

Появились  первые певческие «азбуки» с толкованием символов – знамен (крюков). С середины XVII века, через Польшу и Украину в Россию стала проникать европейская гармоническая музыка, её внешняя красота и доступность для восприятия находила всё больше поклонников, как в среде певчих, так и у сильных мира сего. В этот период ещё продолжают своё развитие традиционные для русского богослужения певческие стили: знаменный и путевой роспевы; троестрочие и демество; но с 40-х годов XVII столетия появляется гармоническое многоголосие нового типа: это так называемый ранний партес. Один из крупнейших учёных-медиевистов 2-й половины ХХ века Владимир Протопопов охарактеризовал ранний партес как "постоянное многоголосие".    Существенной особенностью раннего партеса является определённая преемственность по отношению к древним роспевам, в основном знаменному и путевому. Большинство раннепартесных песнопений представляют собой их гармонизации, а так же гармонизации появившихся уже в XVII столетии греческого и киевского роспевов. Хочется отметить ещё один важный момент: авторы раннепартесных песнопений выросли и были воспитаны в духе древнерусского богослужебного пения, и это сказалось на их понимании как психологии богослужения, так и музыкально-певческой эстетики. Благодаря этому, в гармониях раннепартесных песнопений сохранились присущие знаменному роспеву богослужебная строгость и чистота.

Связь народной и профессиональной русской музыки прослеживается во всех внутренних музыкальных закономерностях, одинаково присущих как народной песне, так и древнерусским песнопениям разных распевов — демественного, малого, столпового и большого знаменного распева.

Мелодии речитативных жанров фольклора повествовательного содержания, особенно таких, как былины, духовные стихи и плачи, очень близки к древним речитативным культовым напевам, чтению нараспев священных текстов.

I. Общие положения

1. III Тарский фестиваль древнерусского пения организуется Тарской епархией Омской митрополии Русской Православной Церкви при содействии Комитета по культуре Тарского муниципального района Омской области, по благословению Преосвященнейшего епископа Тарского и Тюкалинского Саватия.

2.Фестиваль возрождает  традиции  древнерусского певческого искусства которое является одним из неотъемлемых составляющих развития и  формирования духовных, социальных и культурных основ  Русской Православной культуры

II. Цели и задачи

3. Фестиваль проводится в целях сохранения и поддержания традиций  культуры древнерусского пения, а также  возрождении традиции Православных концертов духовной музыки, ознакомление с многовековой Православной певческой традицией, становление и совершенствование мастерства творческих коллективов в исполнении древнерусского и византийского пения, духовно-нравственного воспитания молодежи, приобщения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание певческих культур православных народов.

4. Задачи фестиваля:

  • сохранение и развитие российской певческой культуры древнерусского знаменного пения в Омской области;
  • творческое общение между специалистами, интересующимися вопросами древнерусской певческой культуры; вопросами практического воплощения знаменного распева в современном православном богослужении; методиками обучения знаменному (крюковому) пению; перспективой сохранения и развития древнерусской певческой культуры;
  • развитие профессиональных творческих связей между церковными и светскими хоровыми коллективами Омской области;
  • знакомство населения с исполнительским мастерством хоровых коллективов в Омской области и других регионов России.

III. Условия проведения

5. Фестиваль является открытым мероприятием.

6. К участию в фестивале приглашаются специалисты, интересующиеся вопросами древнерусского пения и его современной практикой.

7. Место проведения фестиваля: Омская область, город Тара, Спасский кафедральный собор. Сроки проведения: с____ февраля по_____февраля 2016 года.

8. Участники и гости обладают правом реализации полезной продукции, о чём заблаговременно информируют оргкомитет фестиваля.

9. Ход фестиваля освещается средствами массовой информации.

IV Оргкомитет фестиваля

10.  Основной состав оргкомитета:

Председатель оргкомитета – Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий

Секретарь оргкомитета -  Пряхина Татьяна Алексеевна, тел 89237637859

Помощник председателя – Ничипоренко Елена Юрьевна, тел _______________

По приглашению организаторов в состав оргкомитета входят заинтересованные лица, готовые оказать помощь в организации и проведении Фестиваля.

 11.В обязанности Оргкомитета Фестиваля входит:

  • планирование и руководство деятельности по подготовке Фестиваля;
  • подготовка и утверждение официальных документов Фестиваля: положение о Фестивале, общий план подготовки и проведения мероприятий;
  • руководство проведения официальных мероприятий Фестиваля (Церемония Открытия Фестиваля, Церемония Закрытия Фестиваля, Культурная программа Фестиваля, конференции и семинары Фестиваля);
  • организация приезда гостей Фестиваля размещение и их отъезда;

V. Мероприятия, проводимые в рамках фестиваля

12. Возможны выступления коллективов-участников на концертных площадках города Тара, организуемых в период проведения фестиваля.

13. Расширенный обмен полезной информацией (в том числе и электронной). Выставка и продажа аудио-продукции, книг, в том числе крюковых и нотолинейных.

14. Конференция по обмену опытом. Тематика выступлений:

  1. Практическое воплощение знаменного пения.
  2. Вопросы, проблемы, сложные ситуации, возникающие при изучении знаменного пения; при практике знаменного пения в богослужении
  3. Репертуар и его формирование. Источники.
  4. Работа хорового коллектива (руководителем или участником которого Вы являетесь), демонстрация практических наработок (исполнение или аудиозапись песнопений).
  5. Методические, педагогические, теоретические наработки обучения знаменному пению.

15. Необходимо, чтобы доклады носили практическую направленность, т.е. в них должны присутствовать практические элементы - приложения теории к реальному клиросному пению.

16. Материалы докладов планируется разместить к 20-му января 2015 г.

VI. Финансовые условия

19. Бюджет фестиваля формируется на средства  Тарской епархии из спонсорской и меценатской помощи, добровольных пожертвований, оргвзносов участников и гостей фестиваля.

21. Оплата проезда участников осуществляется за счет направляющей стороны.

22. Оргкомитет обеспечивает питание участникам и гостям фестиваля.

23. Спонсорами Фестиваля могут быть как юридические, так и физические лица, принявшие на себя частично или полностью расходы на организацию и проведение Фестиваля, указанные в согласованной учредителями и организаторами смете расходов.

24. Спонсор имеет право учреждать и присуждать по своему выбору дополнительные призы и награды, участвовать в процедурах награждений и других мероприятиях Фестиваля. Спонсор Фестиваля получает право использовать свое наименование (фирменный знак) в рекламных афишах и буклетах Фестиваля, в оформлении торжественных церемоний открытия и закрытия Фестиваля, а также всех других публичных выступлениях и публикациях, посвященных Фестивалю.

25. Банковские реквизиты для спонсоров и благотворителей:

ИНН  5535999990, КПП  553501001, Р/сч 40703810745000090222 в «Сбербанк России (№8634/0463)», К/с 30101810900000000673 в Омском ОСБ №8634, БИК 045209673.

ЕПИСКОП ТАРСКИЙ И ТЮКАЛИНСКИЙ

 

 

 

 

 


Расписание обучающего семинара: (черновик)

18 февраля, четверг

  • заезд участников
  • 16:00 – Вечернее богослужение.

19 февраля, пятница

  • 08:00 — Божественная Литургия
  • 11:00 — Обед
  • 12:00 — Открытие семинара. Молебен. Приветственное слово
  • 13:00 — Святоотеческое понимание богослужебного пения и русский знаменный распев (видеолекция)
  • 14:00 — Вводная лекция. Исторические пути русского богослужебного пения
  • 15:00 — Обсуждение. Вопросы. Знакомство участников, рассказ о клиросах
  • 16:00 — СКАЙП-лекция. Или - Практическое занятие. Подготовка к службе. Ужин

20 февраля, суббота

  • 09:00 — Система богослужебного пения. Устройство, особенности. Отличие от репертуарного подхода
  • 10:00 — Сообщения участников семинара – «Опыт практи- ческого восстановления знаменного пения на клиросе» или – Практическое занятие по крюкам
  • 12:00 — Спевка к службе. ОБЕД
  • 14:00 — СКАЙП-лекция или – Практическое занятие: программа освоения знаменного пения для клироса
  • 16:00 — Всенощное бдение

21 февраля, воскресенье

  • 08:00 — Божественная Литургия
  • 11:00 — ОБЕД
  • Закрытие семинара, обсуждение итогов. Если организуется Школа – орг. вопросы (задания, дата следующего семинара).

 

Подобные материалы:

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии