joomplu:6380
joomplu:5094

Пасхальное послание епископа Тарского и Тюкалинского Савватия.

Епископ СавватийВозлюбленные о Господе смиренные пастыри, честные иноки, инокини и послушники, боголюбивые братья и сестры, верные чада Святой Русской Православной Церкви! Христос Воскресе!

Третье тысячелетие человечество в эту всерадостную и светозарную ночь из гроба приемлет неизреченные и преизобильные живительные источники радости. После грехопадения человек потерял возможность вкушать плоды с древа жизни, и смерть властвовала над злыми и добрыми.

Крестом Христовым скорби и печали не только обезсилены, но, подобно перегною, приобрели свойство удобрять почву, на которой обильно плодоносят семена Слова Евангельского.

Через многие труды и добровольную смерть Христову мы получили власть жизни. Райская жизнь стала вновь доступна, но хранить и возделывать Рай мы должны не на востоке, а в сердце своем, восходя от ступени к ступени добродетелей божественных, как бы древ райских, удаляясь от древа познания добра и зла.

Прп. Симеон Новый Богослов так описывал необходимое нам делание: "Посему всякий человек, рожденный в мир сей, тем паче христианин, пусть не думает, будто родился для того, чтоб наслаждаться сим миром и вкушать его радости, потому что если б этот был конец и эта цель его рождения, то он не умирал бы. Но пусть содержит в мысли, что родился он, во-первых, для того, чтоб быть из не-сущего; во-вторых, для того, чтоб, подобно постепенному возрастанию телесному, возрастать мало-помалу и возрастом духовным и добрым подвигом восходить в то священное и боголепное состояние, о котором говорит блаженный Павел: дондеже достигнем вси... в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова; в-третьих, для того, чтоб сделаться достойным обитать в небесных селениях и быть вчинену в сонм святых Ангелов, и петь с ними победную песнь Пресвятой Троице".

Злоупотребив своею свободою, человек совершил грех. Грехом в нашу жизнь вошла смерть - смерть тела и смерть души. Смерть тела наступает, когда тело отделяется от души, а смерть души наступает, когда душа отделяется от Бога. Даже если хочет делать добро без Бога. После смерти вещество тела не перестаёт существовать, но видоизменяется в менее организованное состояние, теряя способность к движению. Так и душа после греха продолжает существовать, теряя способность жизни в Боге. Человек бывает жив к чревоугодию, стяжанию, к скверне блуда, властолюбию, ропоту и самомнению, но теряет аппетит к духовной радости, бескорыстной любви, долготерпению, к духовному поучению, молитве и вере. Вспоминая о Боге, душа воскресает в этой жизни к радости борьбы, а в будущей - к награде - небесному блаженству.

Тысячи лет прошли после грехопадения Адама, прежде чем человек смог вырваться из рабства греха, принести добрые плоды покаяния и воскликнуть: «Смерть, где твое жало?! Ад, где твоя победа?!», когда Райское Древо Жизни – Господь Иисус Христос Само пришло на землю. Бог внушает нам то, что надо, а враг порабощает тем, что хочется. Те, кто отдаёт себя во власть желаний, порабощают свою богоданную свободу дьяволу — противнику Бога, отцу зла и несвободы. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что наша воля - это медная стена между нами и Богом. Болезни души, греховные страсти проистекают из самомнения, самолюбия и самооправдания.

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» Церковь, признавая ценность свободы выбора, утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы извратили порядок, и зло усилилось до того, что мы заставляем душу следовать пожеланиям плоти» (Беседа 12 на Книгу Бытия).

«В современном обществе много говорится о свободе. Но истинная свобода является следствием победы, а победа - это плод борьбы. Если человек порабощён унынием, ропотом, раздражением, завистью, равнодушием или другою греховною страстью, включая пьянство и наркоманию, то какая польза от внешней свободы, богатства или власти? Человек останется несчастным. Свет Воскресения Христова рассеивает мрак, оправдывающий рабство греху. Священное Писание говорит: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Необходимы собственные усилия человека для освобождения от греха. О том же свидетельствует практический опыт великого сонма святых мужей и жен, подвизавшихся духовным подвигом и подтвердивших возможность воскресения души прежде воскресения тела, то есть победы над греховными страстьми. Слабость института прав человека в том, что он, защищая свободу выбора, все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха».

Но в чем же величие человека? Великий учитель Церкви - св. Григорий Нисский восклицает: «Не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу природы Сотворшего".

Прп. Симеон Новый Богослов подчеркивает: "Но, зная, что каждый из нас создается Богом как второй мир, больший внутри малого сего видимого мира, не попустим оказаться в чем-либо худшим бессловесных или даже и бездушных тварей, созданных человеколюбивым Богом в научение наше, но будем подражать всему доброму и избегать, сколько можем, подражания злому" (37).

Человек, утратив религиозные ценности, теряет и фундаментальные ценности. Перестав очищать в себе образ Божий, человек теряет и образ человеческий. Прельстившись техническим прогрессом, человек не только перестал искать жизнь вечную и вышеестественную, но потерял смысл жизни физиологической. Курение и пьянство, однополые браки, аборты, эвтаназия – это лишь некоторые проявления культуры самоуничтожения современного так называемого цивилизованного общества. Высвобождающиеся территории заселяют представители так называемых нецивилизованных народов, не принявших ложные ориентиры развития цивилизации. Это называют проблемами миграции, хотя на самом деле это кризис бездуховности, наказание. Кто не ищет вечной жизни, не достоин и временной. Народ, не хранящий семейные и религиозные ценности, вымирает.

Потребительское общество, не находя радости на пути удовлетворения похоти плоти и не обращаясь к Богу, вновь запутывается в сети мрака плотского мудрования. Неоязычество, трансгуманизм, алкоголизм - новые проявления старой болезни, именуемой эгоизмом.

Язычество, включая и современное язычество - атеизм и его производные, всегда соотносило человека с миром. А христианство соотносит человека с Богом. Это две принципиально разные позиции. Преподобный Сергий Радонежский, 700-летие рождения которого мы в этом году празднуем, воссоединил отечество земное с Отечеством Небесным, он оградил Русь от свободы лететь в пропасть «ненавистной розни» и возродил путь служения Богу и народу. Добрые дела земные, которые мы, несомненно, должны делать, составляют горизонтальную перекладину креста. Великая культура Святой Руси даёт нам вертикальную составляющую креста – общение с Богом. В год русской культуры мы призваны взять крест традиционных общественных ценностей и воскресить отпавшую от Неба русскую мысль.

Человек в соотношении с миром – это большее в меньшем, как свидетельствует свт. Григорий Богослов: "Созидает (Бог) человека и, из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь, творит как бы некоторый второй мир - в малом великий; поставляет на земле иного ангела…царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцательного… чрез стремление к Богу достигающего обожения" (33). Этой жизни и славе позавидовал наш извечный враг. Удаляться от жизни с Богом и отдавать себя во власть желаний временного, вещественного, ограниченного мира - это есть грех и смерть.

Владеть своими желаниями для общения с Богом и служения ближнему - это и есть Богом данная свобода жизни. Если, по слову Писания, «весь мир приобретём, а душу свою потеряем, какая нам польза»? Так-то воскликнем с древними отцами: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его»! В эти светлые дни будем радоваться без колебаний, но со смирением, ведь это не мы одержали победу, а Господь ценою добровольного страдания.

Сердечно поздравляю всех с Великим Праздником Пасхи. Воскресший Господь да благословит вас, ваших ближних и ваши труды!

Воистину воскресе Христос!

Пасха Христова 2014 г.
г. Тара.
Савватий Епископ Тарский и Тюкалинский

Пресс-служба Тарской Епархии

 

Подобные материалы:

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии