joomplu:6380
joomplu:5094

Культура советского кино как альтернатива постгуманизму

кадры из фильмовДоклад кандидата филологических наук Н.В Макшеевой, прочитанный на пленарном заседании V Сильвестровских образовательных чтений в филиале ОмГПУ г.Тары.

«Не дай вам бог жить в эпоху перемен», -  говорят китайские мудрецы.  Но мы с вами живем именно в такую эпоху, когда человечество переживает глубинные трансформации, когда  меняется система ценностей, образ жизни человека, среда его обитания. Новой средой обитания человечества стала виртуальная реальность. Быстрее всего в эту реальность вовлекаются дети. Поэтому разговоры о трансгуманизме как новой парадигме культуры -  это не проекция отдаленного будущего, а в какой-то степени реальность нашей жизни.

 Что же такое трансгуманизм или постгуманизм?  Это следующий шаг отделения человека от Бога по сравнению с европейским гуманизмом эпохи Возрождения. Человек  уже не просто действует без Бога, но посягает на святая святых  - на саму тайну  человеческой жизни. Овладеть ею он  хочет путем развития новых технологий.  Целью трансгуманистов является бессмертие и расширение возможностей человеческого мозга через подключение к компьютеру. Человек  постгуманистического будущего станет человеком - роботом, который утратит способность переживать обычные человеческие чувства и эмоции. [См. "Православный ответ". Выпуск №8. Постчеловек] Пародийный образ такого будущего дан в фильме бельгийского режиссера Жако Ван кадры из фильмовДормаля «Господин Никто» (2009). Главный герой - последний смертный, пытается вспомнить свое человеческое прошлое и рассказать о нём бессмертным существам.  Эти существа уже не знают того, что составляло раньше содержание человеческой жизни. Что такое дружба, любовь, семья? Как можно было раньше влюбляться и совершать безумные поступки ради любимых?

Что мы можем противопоставить этой искусственной реальности постгуманизма, отчуждающей  людей друг от друга? Конечно же, традиционные ценности и семейное воспитание. Современных детей не удержать от компьютера. Но родители до определенного возраста способны влиять на эстетический вкус и на мировосприятие ребенка. В семейной среде можно сформировать иной образ мира и  систему ценностей,  чем те, которые навязывает современная массовая культура.

В 2013 году вышла авторская передача канала ТВЦ «Влияние мультфильмов на сознание детей». кадры из фильмовВ этой передаче ставится вопрос: «Кому мы доверяем рассказывать сказки нашим детям?» Были проанализированы советские и американские мультфильмы с точки зрения стереотипов поведения, которые они формируют. Сравнение, мягко говоря, получилось не в пользу американских мультфильмов. В данной статье сделана попытка применить подобный метод анализа,  только на материале не мультфильмов, а  советских художественных фильмов 60-80 годов. Какие темы преобладают в этих фильмах? Какие модели поведения они  формируют?

На вопрос: « За что вы любите советское кино?»  Люди обычно отвечают: «За его человечность». В любимых актерах мы видим воплощение таких качеств как простота,  чистота, великодушие, жертвенность, доброта, чувство юмора.  Но гуманизм советского кино иной природы, чем европейский гуманизм, где человек поставлен на место Бога. Гуманизм советского кино основан на христианских ценностях. В свое время Вальтер Шубарт  - немецкий исследователь, изучавший русскую ментальность, сказал: « Дефицит  религиозности даже  в религиозных системах - признак современной Европы. Религиозность в материалистической системе - признак современной России».  Этот парадокс хорошо пояснил епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) на одной из своих лекций для кадры из фильмовстудентов университета. Владыка Тихон обращается к песне советского времени «Парней так много холостых…»  Он вспоминает строчки: «Его я видеть не должна, боюсь ему понравиться. С любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться». «Какое Целомудрие! Какое понимание ситуации!» - восклицает епископ Тихон.  «И это в безбожное советское время! (…) Но советские люди были наследниками своих верующих дедов и прадедов, они имели внутренний образец  для подражания» [Тихон (Шевкунов) Бывает ли дружба между мужчиной и женщиной?]

Формы жизни изменились, однако внутренняя составляющая культуры  - христианская вера и система ценностей, в ней заложенная, сохранялась вопреки богоборческому режиму.

Советскую эпоху, конечно же, идеализировать не нужно. В ней было всякое:  были тайные исповедники, мученики за веру, но была и атеистическая пропаганда, и  жесткая цензура в киноиндустрии. Уникальное время наступает в конце шестидесятых годов, когда на волне оттепели исчезает страх, порожденный сталинским режимом. Это время, которое мы называем эпохой застоя в экономике, в социальной жизни, стало временем расцвета искусства - настоящим культурным ренессансом. Именно в эти годы один за другим появляются шедевры советского кино, которые получают признание миллионов зрителей. Чем же привлекает нас советское кино 60-80гг.?  За какими сюжетными ситуациями зритель готов следить бесконечно?

 Обратимся к  знаменитому фильму  «Ирония судьбы», который не сходит с экранов уже 40 лет.кадры из фильмов (Фильм вышел на экран в 1975 году). В фильме играет польская актриса Барбара Брыльска. Поляки были в недоумении  -  что русские находят в этом фильме?  На самом деле, здесь нет череды ярких увлекательных событий, к которым привык западный зритель. Мы три часа с  замиранием сердца следим за превращением одного чувства в  противоположное: ненависти и неприязни в любовь, и это не просто любовь мужчины к женщине и наоборот -  это преодоление чуждости  двух  человеческих существ:  узнавание души душой. Э. Рязанов показывает нам мельчайшие оттенки чувств, переживаний героев, движения их души. Это и составляет интерес зрителя.  Поэтому одной из главных особенностей советского кино 60-80гг. является психологизм, интерес  к внутреннему миру. В это время начинается активный процесс экранизации русской классики, которая всегда была направлена на раскрытие внутреннего мира человека. Но одно дело слово как инструмент писателя, другое дело - механическая кинокамера, которая фиксирует преимущественно внешнее.  Тем  удивительнее достижения режиссеров, особенно Андрея Тарковского, который умел передавать кадры из фильмовневидимое. В 1966 году выходит  фильм «Иваново детство». В центре внимания - судьба ребенка, искалеченная войной. Французский экзистенциалист  Жан Поль Сартр видел в Иване  душу, убитую войной, маленького монстра, ребенка, превращенного в машину для войны. Это так и не так.  В фильме два мира: сны Ивана и реальная действительность войны. Сны говорят о том, что, несмотря на нечеловеческие условия, в которых находится ребенок,   жизнь его души неуничтожима. И зрителю открываются не столько внешние события, сколько хрупкая, искренняя, трогательная душа ребенка. Впечатление от встречи с уникальной личностью маленького Ивана и остается после просмотра фильма.  

Еще одна тема советского кино 60-80 гг., внутренне связанная с первой,  -  это тема встречи « Я»  и «Ты». Во многих фильмах решается один и тот же вопрос: как человек  может принять другого, не похожего на себя. Так, например, что общего между немцем Штольцем и  русским барином Обломовым (фильм «Несколько дней из жизни Обломова»), между добрейшим директором детскогокадры из фильмов садика и преступниками рецидивистами  («Джентльмены удачи»), между директором института легкой промышленности и простым служащим («Служебный роман»). Как принять пьяницу и дебошира, который улегся спать  у тебя в квартире, («Ирония судьбы») или подозрительного попутчика с нечищеными  ботинками («Москва слезам не верит»). В процессе развития действия эта враждебность, эта разность преодолевается, и мы следим за тем, как происходит перелом в отношениях.  

Подлинный масштаб встречи «Я» и «Ты» гениально обрисован в фильме Георгия Данелии «Кин-дза-дза» (86г.).  Этот фильм, кстати сказать, был специально снят для молодёжи. Разница между «Я» и «Ты» сопоставима с различием галактик во Вселенной. Человекоподобные существа, живущие в галактике Кин-дза-дза, отличаются от землян образом жизни, системой ценностей.

  Социальная иерархия  у них определяется количеством поклонов и цветом штанов.  Обитатели соседней галактики Альфа  презирают представителей Кин-дза-дза  и пытаются изолировать себя от них. Они считают невозможным контактировать с теми, кто «заражён порочными страстями». Если по каким-то причинам представители Кин-дза-дза попадают на Альфу, то жители этой планеты  превращают их в растения и высаживают в оранжереи. Земляне же  сумели не только найти общий язык с обитателями «Кин-дза-дза», но и полюбить своих новых знакомых. Зрители тоже невольно проникаются  к ним симпатией с первого взгляда. И это входит в замысел режиссера. Неслучайно Данелия выбирает на роль представителей чуждой галактики любимых русских актеров: Юрия Яковлева и Евгения Леонова.

         Главные герои фильма исполняют евангельский закон любви: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя».  Они дважды жертвуют своей жизнью и возможностью вернуться на родину ради своих новых знакомых, которые и друзьями то не являются.  Самое интересное, что и представители галактики  Кин-дза-дза, понятия не имеющие о том,  что такое любовь, справедливость, добро, платят землянам тем же: они готовы отправиться с ними на планету Альфа, пожертвовав своей свободой.

кадры из фильмовЕще одной доминантой советского кино стал образ героя, сохраняющего чувство юмора и неунывающего ни при каких обстоятельствах. Это образ, имеющий фольклорные истоки, восходящий к русским сказкам о бывалом солдате, об Иване-дураке. Он встречается в фильмах «В бой идут одни старики», « Женя, Женечка и Катюша»,  «Белое солнце пустыни».  Этот образ есть и в комедиях Гайдая.

Тема  трудного нравственного выбора, совершаемого иногда ценой жизни, также встречается во многих советских  фильмах: «Семнадцать  мгновений весны», «А зори здесь тихие», «В небе ночные ведьмы», «Белое солнце пустыни». Остановимся на фильме, малоизвестном широкому зрителю. Это фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976 г.), поставленный по повести Василя Быкова «Сотников». Сюжет этого фильма кадры из фильмовпрост: два партизана попадают в плен, но ведут себя по-разному. Один пытается выкрутиться, другой (по фамилии Сотников) стойко переносит все испытания. Первый задается вопросом, который является следствием материалистического мироощущения:  «Если все равно отправимся к червям, то какой смысл быть честным», стоять до конца, защищать принципы; не лучше ли притвориться, подыграть немцам, чтобы спасти свою жизнь. «Ведь мы потом все равно их, гадов, бить будем». Сотников на эти слова отвечает: «Я одно теперь понял  - надо по совести жить».

 Часто можно услышать  такие слова:  хоть мы в Бога не верим, ну хотя бы будем жить по совести. В  фильме Ларисы Шепитько показано, что человек, живущий по совести, уподобляется Христу. Фильм назван «Восхождение». Главный герой  Сотников проходит свою Голгофу. Выстраивая композицию кадра, используя ракурсы, определенное освещение, режиссер рисует крестный путь героя, выстраивает систему неявных уподоблений Сотникова  Христу. Его друг, ставший предателем, назван Иудой.  В конце фильма благодаря мастерству режиссера  зритель начинает смотреть на мир глазами оставшегося в живых Иуды. Мы понимаем, какой ценой совершается предательство. Физически ощущается беспросветная тоска, ужас, охватившие Иуду. Мир как будто теряет краски, становится пустым и безжизненным -  совершается смерть души.

кадры из фильмовХочется сказать отдельно про фильм, который стал легендой советского кино. Он совмещает в себе все названные темы, ключевые для советского кино 60-80гг. Этот фильм  и был задуман как легенда, как фильм – сказание. Речь идет о шедевре  Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» 1970 г. Только  через 30 лет этот фильм получил высшую государственную премию. Сначала критики оценили его как фильм второго сорта. Если самые популярные фильмы  собирали 65 миллионов зрителей, как например «Джентельмены удачи», то «Белое солнце пустыни» в первый  год собрал 34,5 миллиона зрителей. Но с каждым годом число его поклонников  возрастало.  Пустыня в фильме стала пространством, выражающем  концепцию  - « чужбина, за которую солдат бьется, готов пролить кровь и болеет как за свое». В этой пустыне есть русский дом. До революции там была царская таможня,  сейчас  - пограничная застава. На этой заставе живет Павел Верещагин  - в прошлом имперский чиновник, участник первой мировой, он еще вчера был непримиримым врагом героя революционера. Сейчас же между Федором Суховым и Павлом Верещагиным формируется удивительное братство – «братство двух русских из двух враждующих станов».  В этом фильме чужое, враждебное герои воспринимают как свое и  подставляют плечо друг другу. В начале фильма  главный герой Федор Сухов спасает закопанного в песок Саида. Тот в опасную минуту ему помогает. Павел Верещагин взрывается на баркасе, погибая за чужое дело. Показательна деталь обстановки верещагинского дома: киот с иконами. Он стоит, как положено, в красном углу, перед ним молятся, крестятся, а ведь идет 1970 год, когда студента за поставленную свечку могли выгнать из института.

«Носите бремена друг друга», - сказано в Евангелии. В любимом  многими зрителями советском фильме «Белое солнце пустыни»  все герои носят бремена друг друга, и тем исполняют закон Христов.

кадры из фильмовкадры из фильмовкадры из фильмов

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12