joomplu:6380
joomplu:5094

Уроки нравственности в начальной Колосовской школе

В колосовской школеМне бы хотелось поделиться своими впечатлениями о проведении мною в Колосовской начальной школе классных часов на темы нравственности: «Красота русского языка и сквернословие», «Гнев», «Жадность и сребролюбие», «Зависть», «Милостыня и милосердие».
 
Каждый классный руководитель выбрал тему, актуальную для своего класса, но потом они захотели провести беседы и на другие темы, и всего состоялось двадцать встреч. Последними темами классных часов стали: Вербное воскресение и Пасха, их предложили сами классные руководители.
 
Приятно удивило, что дети с удовольствием и очень активно участвовали в беседах, приводили примеры из своей жизни, задавали много вопросов. Им были интересны и полезны все предложенные темы. Один мальчик сказал: «Я бы каждый день это слушал!».
 
Воспитание ребенка – творческий процесс. Я ощущала себя не только учителем, но многодетной мамой и всех детей – родными и близкими. В процессе бесед возникало много воспитательных моментов. Я сразу поставила детям условие: никогда не говорить плохо о родителях, товарищах и вообще обо всех других людях и не показывать пальцем на одноклассников. Через все классные часы проходила красной нитью мысль о том, что мы родились, чтобы сделать нашу землю лучше, чтобы мир вокруг нас стал прекраснее. И все это зависит от каждого человека, пускай пока еще маленького. Но даже ребенок может проявлять милосердие к людям, быть добрым, не завидовать, не заражать окружающее пространство сквернословием, гневом, быть патриотом своей Родины.
 
Во время бесед я знакомила учеников и с Православием, лежащим в основании всей русской культуры. В классах, кроме русских, были дети и татарской национальности и дети неверующих в Бога родителей, но, что интересно, они тоже принимали участие в разговоре, отвечали на вопросы о Боге и сами задавали их. В четвертых классах на беседах присутствовали и те дети, которые изучают предмет «Основы православной культуры». Они выступали в роли помощников при проведении классных часов, порой давали исчерпывающие грамотные ответы на заданные вопросы. А у других детей, глядя на них, я думаю, появлялся дополнительный интерес к темам бесед. Классные руководители, наблюдавшие сначала со стороны, также включались в обсуждение животрепещущих вопросов.
 
Проводя эти беседы для детей, мне приходилось адаптировать материал для их возраста, чтобы им было понятно и нескучно. Например, говоря о гневе, я представляла его большим зверем, который спит в сердце каждого человека. И когда мы гневаемся, он просыпается. Как же с ним бороться? Надо стараться сдерживать себя, не кричать, не драться, не ругаться. Если у самого не получается, обратиться к Богу с коротенькой молитвой: «Господи, помоги». И тогда этот зверь-гнев уменьшится в размерах. Каждый раз, когда мы стараемся не раздражаться, он становится все меньше и меньше и, в конце концов, превращается в маленькую точечку. И здесь же я говорила, что православные люди, если с ними случается, что они не сдерживаются, приходят к священнику на исповедь, просят прощения у Бога за все свои проступки и стараются больше их не повторять. Одним ребенком был задан такой вопрос: «А если попросить прощения, и вдруг опять сделаешь тоже самое, простит ли Бог еще раз?». Вот тут мы говорили о милосердии Господа, о Его любви к нам.
 
Некоторые дети спрашивали: «Как покреститься?», был и такой вопрос: «А если мама не разрешит покреститься?». На второй вопрос я ответила так: «Если не разрешат родители, тогда примешь таинство крещения, когда станешь взрослым». В классе послышался гул, означавший их разочарование, что слишком долго придется ждать.
 
Говоря о сквернословии, я обращала внимание детей на то, как оно влияет на рост человека, его развитие, приводила в пример наших богатырей: Ильи Муромца и других защитников земли Русской. Нынешние мальчишки – будущие защитники нашей Родины. Какими же они вырастут, если будут сквернословить, рано начнут курить и пить. Они просто остановятся в росте, будут слабыми и болезненными. Кто тогда будет нас защищать?
 
В наше время очень распространилось выражение: «Это твои проблемы», а мы говорили о милосердии и сострадании к ближним, разбирали понятие «ближний», примером была притча о добродетельном самарянине.
 
Еще мы побеседовали о том, что наша матушка-земля – живая, она кормит и поит нас. А как же мы ее засоряем! Особенно это хорошо видно весной, когда растает снег.
 
Очень хочется верить, что в результате и этой работы, и всего положительного, что есть в учебно-воспитательном процессе школы, зернышки добрых чувств, веры, знаний упадут на благодатную почву и дадут здоровые росточки. А из них вырастут настоящие личности, которые очистят нашу землю от всякой нечистоты.
 
Елена Волкова,
преподаватель Детской школы искусств,
катехизатор Колосовского прихода
 
Материалы по теме:
 

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12