joomplu:6380
joomplu:5094

Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании учащихся с нарушением интеллекта

С Рождеством!«Ныне, более нежели когда-либо настоит крайняя нужда в основательной проповеди христианства. Но теоретическое изучение требует, чтобы непременно ему сопутствовало и ему последовало учение деятельное».

Игнатий Брянчанинов [3, c.174].

Эти мысли святителя Игнатия Брянчанинова, впервые опубликованные полтора столетия назад, еще более актуальны сегодня, ведь Россия переживает непростые времена. Наибольшая опасность видится не только в разрушении экономики или изменениях политической системы, но и, особенно, в разрушении личности. В современном обществе материальные ценности настолько преобладают над духовными, что зачастую школьники имеют ошибочные представления о любви, доброте, милосердии, справедливости, патриотизме. [2, c.54].

У нас есть бесценное отечественное наследие педагогического творчества Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Феофана Затворника, Свт. Филарета Московского, и других, которое имеет непреходящее значение для организации духовно-нравственного воспитания детей. [2, c.11].

Мы уже обращались к организации духовно – нравственного воспитания в коррекционной школе на основе православных традиций, включая изучение и проведение православных праздников. Цель изучения и проведения православных праздников в рамках факультатива двоякая: с одной стороны - учебная, с другой – воспитательная.

Учебная сторона предполагает знакомство с историей праздника, событиями с ним связанными.

Воспитательная сторона предполагает уважительное отношение к религии, уважительное отношение к ответам товарищей, раскрытие сакрального смысла праздника, на основе чувственного понимания и знания его значения, воспитание личности ребенка, способствование его духовному росту.

Пришло время подвести первые итоги этой работы

В нашей школе стало доброй традицией проводить православные праздники.

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры ― это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.

«КОУ Шуховская школа–интернат» уже несколько лет работает по программе духовно-нравственного воспитания «Истоки», в основу которой положен цикл православных праздников: Покрова Пресвятой Богородицы, Масленицы, Пасхи, праздник Православной книги.

Обязательным фрагментом каждого праздника является беседа-рассказ, или презентация, раскрывающая основу, историю и традиции празднования, в которой принимают участие дети: они рассказывают, как празднует Рождество или Пасху их семья, кто-то поёт обрядовую песню или читает стихотворение, ребята делают предположения ― почему так назван праздник. Дети с удовольствием играют в игры «Помоги бабушке (дедушке)», «Хорошие и плохие поступки», «Мирилку» и другие, которые влияют на духовно-нравственное воспитание ученика.

Во время праздника учащиеся отвечают на вопросы героев, помогают им, дают советы из собственного опыта. И каждый праздник заканчивается традиционной совместной трапезой.

Детей угощают на Пасху расписным яичком и куличом, на Рождество ― сладостями, на Масленицу ― блинами, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы ― конфетами, пирогами, покровским караваем.

Атмосфера православного праздника.

Праздники занимают особое место в жизни детей, их любят за эмоциональность, сюрпризность. Православный праздник в школе положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют праздники, и, даже ведущих, рассказывают о своих впечатлениях и пытаются быть похожими на героев спектакля, которые помогали старикам, защищали слабых, просили прощения, если провинились, или прощали обидчикам. Важно, что о празднике рассказывают герои спектакля, и это дает возможность привлекать зрительскую аудиторию, включая взрослых. Воспитанники школы-интерната с нетерпением ждут праздник. Особенно волнительными и хлопотными бывают последние предпраздничные дни. И закрутилась праздничная круговерть: одни отрабатывают танцы, другие разучивают стихи, третьи – частушки, четвертые повторяют песни.

Праздничной атмосферой и той благодатной обстановкой, которая всегда сопровождает посещения батюшки храма иконы Божьей Матери « Знамение» нашей школы - интерната на праздниках.

Мы заметили, что под влиянием праздничной атмосферы православного праздника в нашей школе-интернате, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время выступления в танцах, в исполнении песен, стихов, частушек, в игре в спектакле, не боятся выражать свои мысли, эмоции, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.

Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица поможет им и во взрослой жизни

Во время спектакля на празднике Пасхи ведущие спрашивали у детей, что делать, если произошла беда ― случилось несчастье. Кто-то предлагал купить лекарство, просто помочь и вдруг мы услышали: «Надо попросить Господа Иисуа Христа! Он поможет». Возможно, этот совет пригодится нашим ребятам во взрослой жизни, потому что впереди еще много испытаний, а Господь всегда поможет и защитит в беде.

На праздновании Масленицы никто не читал нотаций, не напоминал правил поведения. Мы просто поиграли в игру «Хорошие и плохие поступки» и наши проказники стали вести себя намного тише. А сколько желающих было помочь дедушке собирать дрова и отнести воду бабушке! Какая веселая была игра «Мирилка» ― потому что главное на Масленицу ― простить всех! Помогая героям, дети задумывались, что такое совесть, когда бывает стыдно и почему?

Играя, дети учатся быть честными, добрыми, любящими

Готовясь к Пасхе, мы прочитали рассказы из разных православных журналов и книги И. Шмелева « Лето Господне» истории мальчика и девочки их и переживания, связанные с событиями праздника Детей поразил этот рассказ, их чистые души глубоко восприняли милосердие девочки. В классе была необычная тишина, так они переживали, открывая для себя духовную высоту доброго сердца. К сожалению, в современной педагогике почти исчезли понятия о милосердии, и никто раньше не учил наших учеников, что надо быть милостивыми.

На празднике Покрова Пресвятой Богородицы ребята показывали представление, где девочка Настенька шла к Царю, чтобы попросить у него выздоровления для отца, но нужно было подниматься по лестнице, отвечая на вопрос на каждой ступеньке. Ребята с радостью помогали Настеньке, рассказывая, что такое честность, доброта, любовь. Они играли, развлекались, но вместе с тем, учились быть честными, добрыми, любящими.

Интересно, что часть детей принесла радостное ощущение праздника в класс к своим сверстникам. Некоторые ребята угостили своих друзей или взрослых ― и делали добрые дела, как научились на празднике, хотя поступить именно так им никто не предлагал. Но бывают и отдельные досадные случаи, когда ребята не делятся конфетами или сладостями ни с кем. По-видимому, в таких случаях требуется индивидуальная коррекционная работа.

Уже традиционными стали проводиться православные праздники на Покров Пресвятой Богородицы, Масленицу, Пасху и другие.

Заинтересованность детей очень велика. Они с нескрываемым интересом участвуют в беседах перед праздниками, снимают на мобильный телефон фрагменты праздника, рассказывают, как они дома и в школе праздновали или изучали историю праздника.

Школьники меняются на наших глазах в течение обучения. Первое впечатление от их поведения, мягко говоря, немного смутило нас ― учащиеся вбегали в зал, не обращая внимания на взрослых, переворачивая стулья, толкая друг друга. Мы не стали их одергивать, а спрашивали о хороших и плохих поступках, совести, стыде, предлагали привести примеры из опыта собственной жизни, показывали спектакли, где злые герои исправлялись и их прощали. Но вот прошло время, они уже по-другому ― восторженные, радостные, после праздников, и никто из детей не бросил мусор на пол, после того, как мы их угостили конфетами. Сегодня школьники здороваются со всеми жителями села на улице, спрашивают, а не нужна ли помощь? Да и заходят теперь в зрительный зал совсем по-другому, приветствуя всех присутствующих, вежливо и тихо, с нескрываемым интересом.

Даже взрослые открыли в себе что-то новое

Православные праздники в нашей школе открыли также и педагогам, и всем взрослым, присутствующим на празднике, загадочный, благодатный и волшебный мир православного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души в эти праздники, необычайный душевный подъем и счастье. Взрослые для себя, тоже впервые, открывали историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы, события Пасхи, Рождества Христова, Вербного воскресенья, праздника Православной письменности. За то время, пока готовили праздник для детей, изучали литературу, создавали новые костюмы и декорации для спектакля, готовили поделки к выставкам; мы, взрослые, готовясь учить детей, учились сами. И даже стали немного другими: старались никого не обидеть, просили прощения друг у друга, были более искренними и доброжелательными.

Воспитание всесторонне развитой духовной личности возможно лишь совместными усилиями.

Родители не такие частые гости в нашей школе, в силу обстоятельств бывают в школе редко, но выражают пожелание раскрыть детям суть православных праздников, потому что в семье подчас, к сожалению, этого никто не может сделать, традиции празднования во многих семьях утрачены.

Сегодня именно в нашей школе воспитывается 80 ребят, большинство семей испытывают материальные трудности, не должным образом воспитывают детей, поэтому школа берет на себя основные заботы по обучению и воспитанию учащихся с нарушением интеллекта. Этому способствуют многие факторы: оздоровительная, коррекционная работа, уютное расположение школы в зеленой зоне. Но это все же не главное. Родители, бывая в школе, говорят, что в нашем учреждении много внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и добрые сотрудники и учителя.

Создавая программу духовно – нравственного воспитания на основе православных традиций в школе, мы стараемся, чтобы дети не были перегружены информацией, не используем абстрактных понятий, применяем возможности театрального искусства и детских игр, а главное ― стараемся наладить тесную связь с семьей в деле духовного воспитания ребенка.

Считаем, что воспитание всесторонне развитой духовной личности возможно лишь совместными усилиями , учебного заведения и государства.

Список литературы:

  1. Жукова Р. А. Русские фольклорные традиции. М., Правда. 1991
  2. Журнал «Духовно-нравственное воспитание» №5 2005, №4 2010, №3 2012
  3. Избранные творения. Отечник. Игнатий Брянчанинов. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011
  4. Истоковедение. Том II. Издание 2-е, дополненное.- Москва: Издательский дом «Истоки», 2007
  5. Кокуева Л. В. Духовно-нравственое воспитание детей на культурных традициях своего народа. М.,Современник.1998.

Соловьёва Г. П.
Казенное образовательное учреждение Омской области
«Шуховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

logo

Тарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат


  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru