joomplu:6380
joomplu:5094

Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Петра в Неделю о мытаре и фарисее, праздник собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Спасском кафедральном соборе г. Тара 5 февраля 2023 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, друзья! Сегодня за Божественной литургией мы с вами молились обо всех пострадавших за веру в Советской России. Традиция такого поминовения была установлена Поместным собором в апреле 1918 года после жестокого незаконного убийства митрополита Киевского Владимира. Революционно настроенные солдаты расстреляли святителя неподалеку от Киево-Печерской Лавры 25 января (7 февраля по новому стилю) 1918 года, и потому Собор учредил «ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших… исповедников и мучеников».

Долгие годы нельзя было говорить о подвиге христиан, пострадавших в «лютую годину гонений». Лишь в начале 1990-х годов, когда Церковь получила свободу, стало возможным торжественно прославить новомучеников, а также начать работу по сбору биографических материалов и публиковать их наследие.

Из воспоминаний очевидцев и следственныхдел мы знаем, что людей за свидетельство о вере лишали гражданских прав, облагали непосильными налогами, объявляли врагами народа, ссылали в лагеря и сажали в тюрьмы, убивали различными способами. В порыве ненависти священнослужителей и мирян расстреливали, сбрасывали в шахты и закидывали гранатами, закапывали живыми в землю, закалывали штыками, топили в ямах с нечистотами. Атеистическая власть закрывала, оскверняла и разрушала храмы, запрещала религиозное образование, уничтожалаиконы и мощи святых – пыталась изменить самосознание нации, которая десять веков себя считала христианской.

В это время Бог явил святых, о красоте и духовной силе которых говорят их поступки и слова. Приведу несколько примеров.

Священномученик Николай (Тахтуев) отказался на допросе у следователя оговорить людей: «Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели…»

В последнем письме перед казнью священномученик Вениамин, митрополит Петроградский писал: «В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога... Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».

Мученица Татьяна (Гримблит) всю жизнь посвятила помощи заключенным: носила передачи, писала письма, помогала даже незнакомым людям, отдавая почти все заработанные средства. О себе она свидетельствовала: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно». Собираясь в тюрьму, она написала родным: «За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне, — опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».

На Омской земле прославлено много святых XX века. В страшное время, когда разрушалось то, что казалось незыблемым, не упасть духом и достойно перенести все испытания помогали истинные пастыри, одним из которых был владыка Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский. Он призывал делать то, что должно, «сохраняя как истинные христиане полное спокойствие духа в нынешнее тяжелое время» и отказался уезжать из обреченной Белой столицы,

10 марта 1920 года приняв мученическую смерть…

Друзья, новомученики – это дар Божий всем нам. Когда мы узнаем об их подвиге,то невозможно не полюбить их, а полюбив – невозможно им не молиться. Пример каждого новомученика – настоящее сокровище, потому что свидетельствует о глубокой личной вере. Принесем благодарность Богу за Его любовь к нам и за Его святых, постараемся полюбить их всем сердцем. Ведь они наши первые помощники в деле спасения. Аминь.

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

logo

Тарская епархия, Омская митрополия, Московский патриархат


  При перепечатке материалов просьба указывать активную ссылку на наш сайт tara-eparhiya.ru