joomplu:6380
joomplu:5094

Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Петра в Неделю о мытаре и фарисее, праздник собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Спасском кафедральном соборе г. Тара 5 февраля 2023 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, друзья! Сегодня за Божественной литургией мы с вами молились обо всех пострадавших за веру в Советской России. Традиция такого поминовения была установлена Поместным собором в апреле 1918 года после жестокого незаконного убийства митрополита Киевского Владимира. Революционно настроенные солдаты расстреляли святителя неподалеку от Киево-Печерской Лавры 25 января (7 февраля по новому стилю) 1918 года, и потому Собор учредил «ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших… исповедников и мучеников».

Долгие годы нельзя было говорить о подвиге христиан, пострадавших в «лютую годину гонений». Лишь в начале 1990-х годов, когда Церковь получила свободу, стало возможным торжественно прославить новомучеников, а также начать работу по сбору биографических материалов и публиковать их наследие.

Из воспоминаний очевидцев и следственныхдел мы знаем, что людей за свидетельство о вере лишали гражданских прав, облагали непосильными налогами, объявляли врагами народа, ссылали в лагеря и сажали в тюрьмы, убивали различными способами. В порыве ненависти священнослужителей и мирян расстреливали, сбрасывали в шахты и закидывали гранатами, закапывали живыми в землю, закалывали штыками, топили в ямах с нечистотами. Атеистическая власть закрывала, оскверняла и разрушала храмы, запрещала религиозное образование, уничтожалаиконы и мощи святых – пыталась изменить самосознание нации, которая десять веков себя считала христианской.

В это время Бог явил святых, о красоте и духовной силе которых говорят их поступки и слова. Приведу несколько примеров.

Священномученик Николай (Тахтуев) отказался на допросе у следователя оговорить людей: «Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели…»

В последнем письме перед казнью священномученик Вениамин, митрополит Петроградский писал: «В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога... Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».

Мученица Татьяна (Гримблит) всю жизнь посвятила помощи заключенным: носила передачи, писала письма, помогала даже незнакомым людям, отдавая почти все заработанные средства. О себе она свидетельствовала: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно». Собираясь в тюрьму, она написала родным: «За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне, — опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».

На Омской земле прославлено много святых XX века. В страшное время, когда разрушалось то, что казалось незыблемым, не упасть духом и достойно перенести все испытания помогали истинные пастыри, одним из которых был владыка Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский. Он призывал делать то, что должно, «сохраняя как истинные христиане полное спокойствие духа в нынешнее тяжелое время» и отказался уезжать из обреченной Белой столицы, 10 марта 1920 года приняв мученическую смерть…

Друзья, новомученики – это дар Божий всем нам. Когда мы узнаем об их подвиге,то невозможно не полюбить их, а полюбив – невозможно им не молиться. Пример каждого новомученика – настоящее сокровище, потому что свидетельствует о глубокой личной вере. Принесем благодарность Богу за Его любовь к нам и за Его святых, постараемся полюбить их всем сердцем. Ведь они наши первые помощники в деле спасения. Аминь.

Смиренно просим Вас оказать посильную финансовую помощь на нужды епархии

https://www.traditionrolex.com/12